Бизнес который принесет миллиарды: инвесторы покупают струны

Бизнес который принесет миллиарды: инвесторы покупают струны

Разглядеть в новом, непривычном, нестандартном перспективную инновацию – умение избранных. Чаще всего любая кардинально свежая идея воспринимается на начальном этапе как нечто труднореализуемое, невозможное, ненужное, нереальное, – и общество отвергает её. В то же время, если новая технология спустя время воплощается в жизнь, то общество уже воспринимает её как нечто само собою разумеющееся. Парадокс! Однако факты, как известно, вещь упрямая. Так, в России ХІХ века порядка 20 раз подымался вопрос о целесообразности построения Транссибирской магистрали, которая соединила бы окраину империи с Москвой и обеспечила путь к Тихому океану из Европы. Однако созданная при Министерстве транспорта комиссия многократно в своих заключениях не рекомендовала императору рассматривать предложение построения магистрали серьёзно, отдав преимущество развитию традиционного гужевого транспорта. Сегодня абсурдность действий комиссии и ценность идеи Транссибирской магистрали очевидны.

В современных реалиях в подобной ситуации оказывается абсолютно новый, не имеющий аналогов в мире проект создания сети СТЮ – струнного транспорта Юницкого. С одной стороны, проект получил одобрительные заключения Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской Академии наук и Московского государственного университета путей сообщения (университет пересмотрел своё отрицательное заключение трёхлетней давности), а также положительные отзывы Президента России Дмитрия Медведева, Совета Федерации и Госдумы. Однако с другой – транспортная инновация до сих пор не нашла поддержки у инвесторов на российском рынке. В то же время группе компаний «Струнные технологии Юницкого» удалось выйти на ASSOB – крупнейшую и наиболее успешную австралийскую платформу по привлечению частного капитала в венчурные проекты. На данном этапе проводится сбор средств (5 миллионов австралийских долларов) для разработки проектно-конструкторской документации на STS – грузовой вариант СТЮ для перевозки сыпучих грузов – с последующим запуском демо-трека STS со всей инфраструктурой, на возведение которого понадобится ещё 45 – 50 миллионов австралийских долларов.

Что же являет собой струнный транспорт Юницкого?

СТЮ – это особые рельсовые автомобили (пассажирские, грузовые, грузопассажирские) на стальных колёсах, двигающиеся по рельсам-струнам, размещённым на опорах. Особая технология рельсо-струнной путевой структуры позволяет такому транспорту развивать скорость движения до 250 – 300 км/час. В будущем эти показатели можно увеличить до внушительных 450 – 500 км/час.

Трассы СТЮ могут быть приспособлены для движения навесным способом – автомобиль перемещается сверху по двум рельсам-струнам, или же подвесным – автомобиль подвешен снизу к двум или одному струнному рельсу.

Рельс-струна спроектирована таким образом, что провисы струны в навесном СТЮ на пролётах в 20 – 50 метров составляют 10 – 50 мм и «зашиты» внутри пустотелого рельса, который установлен на пролёте наоборот – с противовыгибом вверх, что компенсирует деформацию пролётного строения под нагрузкой. При этом струна и корпус рельса объединены друг с другом механически и специальным бетоном. Это позволяет добиваться особой ровности пути, а, следовательно, – высоких скоростных показателей. В то же время для городских трасс может быть реализован вариант подвесного СТЮ со специально рассчитанным провисанием рельса-струны на пролётах 500 – 1000 метров, что обеспечит высокие показатели энергетической эффективности, так как для набора скорости и для торможения между соседними станциями «воздушного метро» будет использована гравитация.

Рельсо-струнная путевая структура СТЮ отличаются устойчивостью к широкому диапазону температур окружающей среды (от –70С до +100С при нагреве на солнце), а также к различным погодным условиям: дождь, снег, сильный шквалистый ветер, град, обледенение, туман, землетрясение, цунами и так далее.

Уникальность и особенности СТЮ

Работа над СТЮ ведётся в России на протяжении более 30 лет. На данный момент все основные его узлы и элементы прошли всесторонние испытания и соответствуют требованиям российских СНИПов и ГОСТов, а также требованиям, предъявляемым к транспорту нормативами ООН, ЕС и США. Система СТЮ защищена отечественными и международными патентами, создана научная школа, выполнен комплекс лабораторных, стендовых и полевых испытаний на полигоне, построенном в 2001 году в подмосковных Озёрах. Испытаны десятки моделей масштаба 1:15, 1:10, 1:5, осуществлён комплекс аэродинамических испытаний моделей высокоскоростных вариантов исполнения подвижного состава (масштаб 1:5) в аэродинамической трубе.

Введение в эксплуатацию трасс струнного транспорта Юницкого позволит свершить революционные изменения как в комфортабельности пассажирских перевозок, так и в логистике, существенно ускорив процесс транспортировки пассажиров и грузов. Вместе с тем, СТЮ отличается от существующих транспортных систем в 5 – 10 раз меньшей капитало- и ресурсоёмкостью, а также высокой энергоэффективностью. Так, в сравнении с автотранспортом и высокоскоростной железной дорогой показатель энергозатрат в соответствующих классах СТЮ ниже в 5 – 10 раз, а в сравнении с авиатранспортом и поездами на магнитной подушке – в 10 – 15 раз! Уместно было бы сравнить СТЮ с городским подземным метрополитеном, однако затраты на него в 20 – 30 раз будут меньшие, чем на подземку.

Технологии СТЮ позволяют прокладывать маршруты в самых неприспособленных для других видов транспорта условиях – в болотах, песках, через водные преграды, по горной местности, тайге, вечной мерзлоте и прочих.

Срок службы СТЮ составляет 50 лет и более и за это время система не требует очистки путей в зимний период, а также ремонтных работ в летний, что существенно снижает эксплуатационные издержки – до 3 – 5 раз в сравнении с традиционными видами транспорта. Окупается трасса СТЮ в среднем от 2 до 5 лет.

Простота технологии СТЮ позволяет реализовать практически любой проект в сроки до 2 – 3 лет с момента начала его финансирования, обеспечив пропускную способность трассы до 500 тысяч пассажиров и 500 тысяч тонн грузов в сутки.

Экономические аспекты СТЮ

Одним из основных преимуществ струнного транспорта Юницкого является его беспрецедентная дешевизна. Стоимость магистралей СТЮ в разы меньше, нежели аналогичных по комфортабельности, скорости передвижения, пропускной способности транспортных систем. Так, магистраль для поездов на магнитной подушке обходится в 50 – 60 миллионов USD/км при скорости движения подвижного состава до 450 км/час, традиционные железная дорога и автобан обойдутся в 3 – 10 миллионов USD/км при строительстве в насыпи и в 40 – 60 миллионов USD/км при эстакадном исполнении. Система СТЮ значительно дешевле, иногда – на порядок и более. Основанием для невысокой цены служит использование традиционных материалов, конструкций и узлов для построения путевых опор и рельса-струны и изготовления рельсовых автомобилей. Необходимость в насыпях, эстакадах, многоуровневых развязках, пешеходных переходах, водопропускных сооружениях и прочих дорогостоящих строительных сооружениях отпадает.

Если говорить о стоимости километра трассы скоростного навесного СТЮ, то цена будет колебаться в пределах 2 – 3 миллионов USD в условиях равнины, 4 – 6 миллионов USD – на шельфе моря или в горах. При этом стоимость собственно путевой структуры и опор струнной транспортной линии составит при высоте опор в 5 – 6 метров (равнина) – 1,5 – 2 миллиона USD/км, 15 – 20 метров (на море и в горах) – 3 – 5 миллиона USD/км, с укороченными опорами (в трубе-тоннеле) – 1 – 1,5 миллиона USD/км. Ориентировочная стоимость километра трассы СТЮ представлена из расчёта на двухпутную линию. В случае однопутной трассы затраты сократятся на 30 – 40%.

Приведённые цифры могут меняться в зависимости от множества других факторов: предполагаемая скорость движения, назначение (пассажирская, грузовая, грузопассажирская, специализированная), тип (навесная, подвесная), класс (сверхлёгкий, лёгкий, средний, тяжёлый, сверхтяжёлый), частота расположения станций и вокзалов, грузовых терминалов и депо, место прохождения трассы и так далее. Возможно также ручное и беспилотное управление рельсовым автомобилем СТЮ, что прямо влияет на стоимость системы.

Возможные сферы применения СТЮ

Помимо пассажирских перевозок и доставки грузов струнный транспорт Юницкого может быть успешно применён и в других отраслях. Низкоскоростные трассы СТЮ (до 100 км/час) могут использоваться в лесозаготовках, горнодобывающей промышленности, для транспортировки в отвалы шлаков, вывоза мусора из городов, в качестве транспорта внутри промышленных   предприятий и так далее.

В связи со сниженными требованиями к технологиям производства и безопасности грузовых линий (нет пассажиров), по сравнению с высокоскоростными магистралями СТЮ, низкоскоростные грузовые трассы обойдутся в 2 – 3, а то и в 4 – 5 раз дешевле.

На основе технологий, которые легли в СТЮ, можно возводить струнные пешеходные переходы, паромные переправы, эстакады для монорельсовых транспортных магистралей и даже поездов на магнитной подушке, как экономически более доступный вариант несущей строительной конструкции.

Интересен и тот факт, что разработчики СТЮ не исключают возможности использования технологии для военных целей. Расчёты свидетельствуют, что посредством СТЮ мотострелковая дивизия в составе 10 тысяч человек с лёгким вооружением может быть перемещена на расстояние в 1000 километров за 3,5 – 4 часа. По трассе СТЮ могут регулярно курсировать специальные модули с мобильными ракетными установками, не поддающимися обнаружению внешними средствами наблюдения.

Уже сегодня австралийская компания String Transport Systems Limited, ACN 142651812, намерена приступить к этапу коммерциализации проекта. Компания видит в СТЮ интерес для горнодобывающей промышленности, где подход традиционного транспорта к местам разработки усложнён. STS намерена привлекать инвестиции для разработки, постройки и сертификации полноценной функционирующей испытательной площадки для транспортировки руды.

Экологические аспекты СТЮ

Неоценим потенциал струнного транспорта Юницкого и с точки зрения сохранения окружающей среды. Для работы электрифицированных струнных магистралей не требуются традиционные и невосполняемые энергоносители – нефтепродукты, уголь, газ. Потребление нерудных материалов и металлов существенно снизится, так как технология построения трасс СТЮ отличается низкими показателями материалоёмкости.

Фактор загрязнения окружающей среды снизится за счёт уменьшения энергопотребления и применения экологически чистой электрической энергии. К тому же, по технологии СТЮ возможно применение альтернативных источников энергии, таких как ветер или солнце.

Особое значение имеет тот факт, что для возведения трассы струнного транспорта Юницкого существенно уменьшится необходимость отчуждения сельхозугодий. В целом показатель отчуждения составляет менее 0,1 га/км. Для сравнения, именно столько земли необходимо под постройку пешеходных дорожек шириною менее одного метра. К тому же, сноса строений или вырубки леса, ставших на пути трассы СТЮ, не требуется.

Что же касается электромагнитных излучений, производимых СТЮ, то они не способны создать загрязнений. Так, трассы струнного транспорта могут проходить в заповедниках и над сельхозугодиями на высоте порядка 10 метров. В сравнении с электрическими мощностями, например, железной дороги, мощности СТЮ ничтожно малы, что исключает возможность электромагнитных загрязнений. К тому же, что касается безопасности пассажиров, то в высокоскоростном СТЮ отсутствует и такой фактор, как гамма-облучение во время авиаперелёта, которое составляет угрожающие 300—400 микрорентген в час при норме 20 микрорентген.

К вопросу об окупаемости СТЮ

Однозначно ответить на вопрос, касательно окупаемости СТЮ, не представляется возможным, так как этот показатель зависит от множества факторов. Среди прочего речь идёт о фактической загруженности трассы, рентабельности и стоимости услуг транспортной линии, эксплуатационных издержках, цене на энергоресурсы (в данном случае – электричество). Тем не менее, можно отметить, что при прочих равных условиях, например, высокоскоростной СТЮ окупится в 5 – 7 раз быстрее, чем высокоскоростная железная дорога.

Что же касается финансовых рисков, то они минимальны. Подсчитано, что даже при загрузке трассы СТЮ на 20% от проектного пассажиро- и грузопотока, она не станет убыточной, хоть и доход от неё будет невелик.

В качестве примера можно взять гипотетическую трассу «Москва – Берлин» протяженностью 1830 км. При пассажиропотоке в 50 тысяч человек в сутки и стоимости билета из расчета 100 € за одного человека, а это 200% рентабельности трассы, линия окупится уже через 4 года. Соответственно, при увеличении пассажиропотока до 100 тысяч, окупаемость составит 2 года. При этом интерес пассажиров к трассе будет гарантирован, так как время путешествия сравнимо с авиаперелётом, однако это будет более комфортно, финансово доступно и без привязки к жёсткому графику отправки и к погодным неожиданностям.

Привлечение средств и их назначение

На первом этапе необходимы 5 миллионов австралийских долларов для проектирования и разработки демонстрационного трека, протяжённостью несколько километров, для перевозки сыпучих грузов – полноценного подвижного состава, адаптированного к требованиям грузовых перевозок, существующих в Австралии, рельсо-струнной путевой структуры, погрузочного и разгрузочного терминалов, автоматической системы управления и др.

На втором этапе планируется привлечение около 50 миллионов австралийских долларов для собственно строительства трека, который, по предварительным данным, будет включать 10 километров двухпутной струнной трассы, погрузочно-разгрузочную технику, подвижной состав, оборудование для тестирования транспортной системы, системы контроля и логистики. Трек рассчитан на скорость передвижения не более 100 км/час и объём перевозок до 30 миллионов тонн железной руды в год – традиционный объём перевозок горнодобывающих предприятий, которые станут основными заказчиками для STS.



Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей:
Мы в твиттере