Насколько своевременен и достаточен европейский инвестиционный план?

Насколько своевременен и достаточен европейский инвестиционный план?

18 декабря 2014

jan-clod-unkerВосхваленный инвестиционный план ЕС, который должен получить официальное благословение от 28 лидеров Союза на саммите на этой неделе, возможно, запоздалый и недостаточный, чтобы возродить застойную экономику, пишет Reuters. Из-за огромных государственных долгов в Европе инициатива, очерченная президентом Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкером не включает в себя новые правительственные средства и полагается на финансовые механизмы, которые превратят 21 миллиард евро ЕС и Европейского инвестиционного банка в предполагаемые 315 миллиардов евро для финансирования проектов.

Сможет ли план возродить сокращающиеся государственные и частные инвестиции, во многом будет зависеть от выбора готовых к реализации инфраструктурных проектов по повышению потенциала роста Европы, и, кстати, от способа, каким национальные взносы будут рассчитывать бухгалтеры ЕС. Инвестиции в ЕС в 2013 году были в среднем на 15 процентов ниже докризисного уровня, в наиболее пострадавших южных странах снижение было более 60 процентов. Существует много споров, было ли это снижение в основном за счет слабого спроса, ужесточения условий кредитования, отсутствия экономических реформ или отсутствия делового доверия. Правительства стран ЕС, однако, согласились, что что-то должно быть сделано сейчас.

План «Юнкера», который должен заработать в середине 2015 года и продолжится три года, будет направлен на «надежные инвестиции европейского значения», главным образом, в области транспорта, энергетики и цифровых сетей, но также в исследования и разработки.

Юнкер пообещал «льготный режим» для стран, которые являются акционерами планируемого европейского фонда стратегических инвестиций, когда власти ЕС рассчитывают дефицит бюджета на уровне ниже 3 процентов от ВВП страны. Польский министр финансов Матеуш Шчурек заявил на конференции аналитического центра «Совет по вопросам будущего Европы» на прошлой неделе, что ни одна сторона не внесет средства в фонд, если не будет гарантии, что эти средства не будут отражены в дефиците страны.

Экономический двигатель Германия, самый большой сторонник бюджетной дисциплины, однако выступает против отклонения от фискальных правил, опасаясь прецедента и злоупотребления определением «инвестиции». «Любое новое обсуждение изменений в фискальных правилах влечет за собой риск подрыва доверия к рынку», — указывает на конференции немецкий заместитель министра труда Йорг Асмуссен.

«Это было трудно определить какие расходы хорошие и какие плохие, а все затраты должны были быть рефинансированы или за счет введения налогов или за счет заемных средств», — добавил он.

Бывший премьер-министр Италии Марио Монти ищет союзников, чтобы пойти гораздо дальше, поощряя инвестиции в производство, исключив из расчета дефицита не только платежи в фонды ЕС, но и одобренные национальные проекты ЕС, которые улучшают инфраструктуру и повышают потенциал роста страны. В то время как он широко приветствуется, план вряд ли будет масштабным или достаточно быстрым, чтобы обеспечить необходимый эффект сам по себе, указывают Монти и французский депутат Европарламента Сильви Гулар в совместном документе. «Необходимы действия и на национальном уровне», — отметили они.

Как и немцы, Монти верит в строгое соответствие правилам, но заявляет, что ЕС должен принять немецкое послевоенное «золотое правило», которое позволяет заимствования для инвестиций, а не для финансирования текущих расходов.

Берлин заменил этот принцип в своей конституции в 2009 году так называемым долговым тормозом, заставляя федеральное правительство на практике иметь сбалансированный бюджет к 2016 году, за исключением случаев стихийных бедствий и глубокого экономического кризиса.

Монти, бывший комиссар ЕС по внутреннему рынку и конкуренции, заявил, что в то время, когда процентные ставки находятся на исторически низком уровне, есть серьезная моральная причина, чтобы правительства приняли дешевые кредиты, чтобы создать социальные и экономические выгоды.

Удивительно, что Международный валютный фонд разделяет эту точку зрения. В своем ежегодном докладе о перспективах мировой экономики в октябре, организация указала, что увеличение инвестиций правительств в инфраструктуру и финансирование за счет кредитов приведет к снижению отношения долга к ВВП за счет роста экономики. Без роста страны с крупной задолженностью, такие страны как Италия, не могут уменьшить свою долговую нагрузку.

Италия показывает потенциальное препятствие для инвестиционных планов Юнкера: она не может потратить около 20 миллиардов региональных фондов ЕС, так как не имеет так называемой возможности их освоения — термин, который охватывает качество государственного управления, определение проектов и управленческого потенциала, и удовлетворения потребностей в национальном финансировании.

Без существенных инвестиций на национальном уровне, в частности в Германии, план «Юнкера» вряд ли приведет к существенным стимулам, отмечают экономисты, особенно если учесть, что доля заемных средств в связи с частными деньгами, кажется вполне оптимистичной. План может ускорить строительство газопровода и газового соединения в Центральной Европе, что поможет снизить зависимость от импорта газа из России, и будет поддерживать переход к использованию возобновляемых источников энергии. Но он рискует повторить ошибки прошлого структурных фондов ЕС, поощряя строительство мостов и аэропортов в любом месте, чтобы удовлетворить национальных политиков.

Расскажите друзьям:

Читайте также:
    Комментарии

    Добавить комментарий