Цена газовой независимости

Цена газовой независимости

19 января 2015

dve-trubiВ то время как Болгария в течение шести лет пыталась привести проект газопровода «Южный поток» в соответствие с законодательством ЕС, Литва и Польша начали избавляться от зависимости монополии «Газпрома». Плавающий терминал СПГ «Независимость» в Клайпеде уже принял свои первые объемы, а подобный в Швиноушче должен быть запущен к концу года. Работы по этим двум проектам начались вскоре после первой крупной газовой украинско-российской войны в 2006 году.

С тех пор, однако, о подключении газа и плавающем терминале в Греции только и говорят, что они будут завершены в течение ближайших двух лет. Прибывший туда на этой неделе госсекретарь США Джон Керри подталкивает Софию и обещает поддержку Брюсселя по финансированию проектов (хотя Болгария как страна — член ЕС, вероятно, могла бы более успешно лоббировать сама себя). С концом «Южного потока» и последующих угроз «Газпрома» перенаправить транзитный газ Болгария уже должна действительно заняться поиском альтернативных путей.

Пробуксовка проектов имеет вполне объективные причины, хотя некоторые видят в этом длинную руку Москвы, ее вмешательство в какие-либо энергетические лобби. Строительство альтернативных объектов, которые принесут пользу только в качестве резервных, конечно, недешево. Примеры Клайпеды и Швиноушче показывают, что вопреки высоким ценам это возможно.

Обе страны имеют более сложные отношения с Россией, чем Болгария, так что возражения против стоимости выхода из зависимости от российского газа притупляются. А цену назвать низкой никак нельзя. Потребители в Литве должны платить дополнительный сбор, который поднимает стоимость газа от 4 до 6 процентов, в то время как в Польше до сих пор не стихают споры о том, не ошиблись в решении о строительстве терминала. «Против проекта не было возражений, так как Литва платила самую высокую цену на природный газ в Европе», — объясняет чисто экономический аспект решения Гиедрус Чеснакас, профессор Университета Vytautas Magnus University. В 2012 году страна конкурировала с Болгарией за честь получить самый дорогой российский газ в ЕС.

Свобода не является бесплатной

Цена терминала в Польше — 666 миллионов евро, в то время как в Литве — 480 миллионов евро, но их строительство невозможно на чисто коммерческой основе. «Без помощи проект будет иметь отрицательную чистую приведенную стоимость», — говорится в прошении, в котором польское правительство просит Европейскую комиссию разрешить государственное финансирование терминала. В польском случае чуть более трети стоимости берут на себя структурные фонды ЕС, остальное в виде займов от официальных кредиторов, таких как ЕИБ и ЕБРР, и незначительная часть финансируется за счет коммерческих банков.

В литовском случае Европейская Комиссия соглашается на полную государственную гарантию. Подход к обеим странам, однако, совершенно различный. Литва, которая стремится внедрить свой терминал как можно скорее, прежде чем истечет ее контракт с «Газпромом» в 2015 году, опирается на совершенно новую технологию – «плавающая регазификационная установка». Корабль может быть построен намного быстрее, а также это позволяет нанимать его в течение определенного периода, а затем вернуть арендодателю.

Это существенно снижает начальные инвестиционные затраты по проекту, хотя впоследствии увеличивает стоимость его эксплуатации. В отличие от Польши Литва связывает цену газа с British Gas Index, который определяется спросом и предложением сжиженного газа, а не стоимости нефти.

Более важным является способ структурирования финансирования и распределения затрат после окончания строительства терминалов. Польский подход является более традиционным. Для обеспечения банковского финансирования специально созданная для оператора объекта компания PLNG подписала долгосрочный контракт на поставку газа от Катара, а польский аналог «Булгаргаз» получил предложение приобрести, по крайней мере, 65 процентов из них. Контракт, подписанный с Катаром в 2009 году, обеспечивает индексацию цен на базе нефти, аналогично формуле «Газпрома».

Другой подход

В Литве дела пошли по совершенно другой схеме. С самого начала было ясно, что проект является неконкурентоспособным — газовый рынок страны слишком мал для такой дорогой установки, и Европейская комиссия соглашается на гораздо более серьезную государственную помощь.

Не только все инвестиционные затраты гарантируются государством, но и аренда на десять лет плавающего терминала платится всеми пользователями газа с так называемым «Дополнением LNG». Плавающая регазификационная установка «Независимость», нанятая в норвежской компании Hoegh стоимостью 68,9 миллионов долларов США в год, приводит к повышению цен на газ в Литве почти на 5 процентов. Кроме того, все газовые трейдеры обязаны, по крайней мере, 25 процентов от доставляемого газа брать из плавающего терминала. Дополнительные издержки вызвали серию судебных исков и жалоб в Европейскую комиссию местными компаниями, но в итоге Брюссель одобрил схему.

Все это делает сжиженный газ, поставляемый в Литву от Statoil, конкурентоспособным российскому газу, так как местному оператору терминала не придется платить инвестиционные и большую часть операционных расходов.

За независимость нужно платить

В Польше проблемы начинаются еще до того, как терминал официально открыт. Если в 2009 году ожидалось, что 1 тысяча кубометров газа будет стоить 370 долларов, то спустя пять лет уже 577 долларов. Как отмечает аналитик польского филиала Uni Credit Рувниеш Павлюк, цена становится на 34 процента выше, чем за поставляемый «Газпромом» газ. Это вызвало скандал в Польше, так как PGNiG, как ожидается, будет терять около 200 миллионов долларов в год. И из-за задержек в строительстве терминала компании вошли в еще худший сценарий «бери или плати» (действие которого по-прежнему задерживается) — должны заплатить около 600 миллионов долларов в год, не получая ничего.

Это естественно, объясняет польский эксперт по энергетическим вопросам Анджей Шешняк, что сжиженный газ намного дороже, чем поставляемый по трубопроводам. Тем не менее, он добавил, что после падения цен на нефть цена катарского газа уже вернулась в нормальные пределы. «Кроме того, Польша не собирается заменить весь импорт газа. Полагаться только на сжиженный газ было бы самоубийством», — считает он. Для него, однако, есть две проблемы. «Посмотрите, где государство вмешивается, как по газу, так и по углю (в настоящее время Польша переживает о закрытии нескольких угольных шахт), постоянно возникают проблемы. Они исходят от некоторых чиновников, которые работают один год и только все портят», — добавляет.

Другим фактором, который оказывает негативное воздействие на проект, является полная либерализация рынка газа в стране. Газ, который PGNiG будет получать, входит в инвестиционные и эксплуатационные затраты по эксплуатации терминала сжиженного газа. «Теперь немецкие компании могут свободно продавать газ дешевле, и газ из PLNG становится неконкурентоспособным», — считает Шешняк. В Литве терминал «Независимость» является предметом национальной гордости и часто заявляется, что причал в Клайпеде меняет политику «Газпрома». Вильнюс установил прямую связь между появлением альтернативного источника газа и 23-процентной скидкой для страны со стороны России, сделанной в том же году.

Пока трудно оценить испугалась ли Россия решимости литовцев. В 2012-2013 годах, российская компания пошла на уступки для всех клиентов, начиная с больших, как Германия и Италия, и до самых незначительных. Для Болгарии с 1 января 2013 было сделано снижение на 20 процентов, причиной которого, в значительной степени, стало согласие прошлого правительства Бойко Борисова с российскими условиями строительства «Южного потока». Литовские политики не преминули отметить, что «Независимость» заплатила только за угрозу: экономия от выплат «Газпрому» гораздо больше, чем расходы по плавающему терминалу.

На практике, для того чтобы произошла некоторая диверсификация поставок газа в Болгари, два государственных предприятия — «Булгаргаз» и «Булгартрансгаз» должны перестать видеть только «Газпром» в качестве возможного поставщика. Например, «Булгартрансгаз» отстаивал позицию российской компании, когда в 2012 году Европейская Комиссия начала расследование в отношении Болгарии из-за отказа государства разрешить так называемую компанию по виртуальной доставке газа. Из-за такой политики и желания Болгарии стать мифическим энергетическим центром страна все более становится островом, к которому может пристать только русский паром.

Чтобы изменить это, не нужно вкладывать деньги в гигантские проекты, а искать более реалистичные и осуществимые варианты. Например, главной проблемой для Болгарии в получении газа из существующего терминала СПГ в Ревитусе является слабая греческая газопереносная сеть в стране. Таким образом, в момент кризиса греческий оператор системы передачи DESFA просто не сможет поставлять газ в Болгарию. Греция уже расширяет хранилище для газа, но не для связи с северной частью страны и Болгарией соответственно.

С Грецией уже давно надо было говорить по газообмену. Когда местные рынки дешевы, Болгария будет иметь к ним доступ, и когда они дорожают, Греция может иметь доступ к российским поставкам в «Булгаргаз». Но для этого болгарские государственные компании должны прекратить полагаться только на ограничительные условия договоров с «Газпромом», не ссылаясь на те возможности, которые дает им европейский антимонопольный закон. И самое главное, Болгария должна оценить насколько больше готова платить за газовую независимость.

Расскажите друзьям:

Читайте также:
    Комментарии

    Добавить комментарий