Пропустили ли страны Залива шанс уменьшить зависимость от нефти?

Пропустили ли страны Залива шанс уменьшить зависимость от нефти?

16 марта 2015

dengi-v-trubuСалим Аль Aуфи, замминистра по нефти и газовым ресурсам Омана, сравнивает попытки снизить зависимость от нефти при снижении цен с действиями «при приставленном к голове пистолете».

Если нужно принимать решения под давлением, они, вероятно, будут ошибочны, заявил он 3 марта в Мускате при обсуждении последствий нефтяного шока. Оман очень рассчитывал на доходы от экспорта сырой нефти, когда цены были высокими, отметил замминистра.

Оман не одинок. Большинство государств Персидского залива не сделали почти ничего, чтобы создать альтернативные источники дохода в течение десятилетнего периода распиливания доходов, когда их города заполнялись блестящими башнями и проектами с искусственными островами. Они, возможно, пропустили лучшую возможность освободиться из капкана зависимости, что сделали Малайзия и Мексика.

Монархии в регионе накопили триллионы долларов в резервах и суверенных фондах, которые приобрели пакеты акций в компаниях из Barclays Plc в General Electric Co. Продолжительное снижение цен подорвет их финансовые буферы и может заставить их изменить стратегии расходов, по мнению Мoody ‘s Investors Service и HSBC Holdings Plc. Правители, стремясь не допустить повторения беспорядков, свергли несколько арабских режимов в 2011 году, но, тем не менее, будут иметь меньший доход для распределения среди быстро растущего населения.

Бюджетные дефициты

«При 60 долларах за баррель старая модель экономического роста за счет более высоких уровней государственных расходов просто не сможет устоять», — прокомментировал в телефонном интервью Саймон Уильямс, главный экономист по Центральной и Восточной Европе и Ближнему Востоку в HSBC. «Дефицит будет увеличиваться, рост расходов будет слабеть, и экономика замедлится», — дополнил он.

Совет по сотрудничеству стран Залива (СCЗ), который включает в себя шесть стран, представит совокупный дефицит бюджета на более чем 6 процентов от ВВП в этом году по сравнению с профицитом, который регулярно превышал 10 процентов в последние годы, что показывают данные МВФ. Рост замедлится до 3,4% по сравнению с 3,7% в 2014 году.

Сотрясения на Ближнем Востоке делают еще более трудными радикальные реформы в экономической политике. Страны СCЗ, которые являются ключевыми союзниками США, пытаются удержать влияние на Иран и сталкиваются с новыми угрозами со стороны «Исламского государства» в Сирии и Ираке.

«Такие системы имеют склонность избегать риска и региональная политическая обстановка, потенциально очень нестабильна и заставляет правительства принять срочные меры», — говорит Криспин Хосс, управляющий директор исследовательской фирмы Teneo Intelligence в Лондоне. «Среда никогда не была достаточно стабильна, чтобы позволить глубокие структурные реформы», — заключает он.

Региональные беспорядки

Правительства ответили на арабскую весну увеличением расходов на зарплаты госслужащим, субсидии и оборону. Инвестиции были направлены в инфраструктуру и в большинстве случаев не создали альтернативных источников в иностранной валюте, согласно докладу МВФ в декабре. На нефть по-прежнему приходится почти 90 процентов доходов в Саудовской Аравии, крупнейшего экспортера нефти в мире.

Снижение зависимости от нефти является «очень трудным» и, как правило, зависит от политики, проводимой до того, как на доходы может повлиять ценовой шок, показывает МВФ. Фонд отметил Малайзию, Индонезию и Мексику среди стран, которые сумели сделать это. Одним из исключений является Дубай, который приютил крупнейшую в регионе авиакомпанию и финансовый центр, хотя его модель может быть трудна для других стран в Персидском заливе.

Бдительность

Большинство государств ССЗ «существенно не диверсифицировали свои экономики», сказал Хос. «Можно делать вид, что рост в частном секторе является признаком реальной диверсификации, но в большинстве случаев это не так. Это функция государственных расходов, либо через заработную плату или через инвестиции в инфраструктуру», — прокомментировал он.

Для инвесторов в акции результатом стало то, что с начала падения рынки стран Залива стали еще более красноречивым показателем нефти. Этот «ощутимый перелом» отмечает Саймон Кичен, стратег инвестиционного банка EFG-Hermes в Каире.

«Инвесторы в настоящее время уже более бдительны к ценам на нефть, чем раньше», — отметил Кичен по телефону. «Перед тем как спад набрал скорость, взаимозависимость между этими рынками и ценами на нефть была отрицательной», — припоминает он.

В последнем квартале 2014 года индекс Bloomberg GCC 200 понизился на 18 процентов, что стало самым крупным квартальным спадом с 2008 года и почти в четыре раза больше, чем снижение индекса MSCI Emerging Markets за тот же период.

В феврале Standard & Poor ‘s понизил кредитный рейтинг Омана и Бахрейна. Пересматривается на негативный прогноз Саудовской Аравии. В агентстве предупредили, что в течение двух лет королевство может потерять свой рейтинг «AA-«, четвертый наивысший уровень, если «ликвидные активы» или финансовое положение будут ухудшаться.

Основное исключение

Страны Персидского залива обращают внимание на расширение их ненефтяных экономик в последнее десятилетие. Исследование МВФ подтвердило этот рост, а также подчеркнуло его размер. «Доля неуглеводородов в ВВП возрастает систематически, но находится в сильной зависимости от цен на нефть», — говорится в сообщении МВФ. «Прогресс в диверсификации экспорта, ключевой элемент для устойчивого роста, является более ограниченным», — утверждает фонд.

Основным исключением является ОАЭ, где Дубаи развивают экспорт отраслей и услуг вне химической промышленности, превращаясь в современную экономику. Но успех Дубая не может быть прямой моделью для других стран Персидского залива.

Конкурентное преимущество

Дубай имеет выгоды от его конкурентных преимуществ в авиакомпании, финансовых услуг и судостроительной промышленности, даже легкого машиностроения. Другие правительства должны найти сектор, на который Дубай до сих пор не посягнул.

МВФ рекомендует меры по стимулированию экспорта и промышленности, сокращению энергетических субсидий и рабочих мест в государственном управлении, которые действуют в качестве сдерживающего фактора для предпринимательства.

Это будет нелегко. В январе Кувейт поднял цены на дизельное топливо и керосин, и месяц спустя они упали после противостояния в стране. Бурная враждебная реакция ожидалась», — сказал министр финансов Анас Халид ас Салех .Но Саудовской Аравии предстоит сделать решительный шаг.

«Саудовские компании могут адаптироваться к разумным ценам на энергоносители в королевстве, но они должны будут снизить свои операционные расходы, как, например оплата за труд, чтобы стать более эффективными», — прокомментировал генеральный директор National Industrialization Co Рияд Мутлак ал Моришед.

Восстановление цен на нефть?

Возможно, повышение цен на нефть все-таки могли бы спасти от дилеммы экономики в Заливе. Некоторые доходы от энергоносителей приходят от долгосрочных контрактов, и это делает менее уязвимыми такие страны, как Катар, ведущего экспортера сжиженного природного газа в мире. «Высокие цены на нефть благословение и проклятие», — сказал Хатем аль-Шанфари, член правления Центрального банка Омана, в интервью в Маскате.

Расскажите друзьям:

Читайте также:
    Комментарии

    Добавить комментарий