Намерения ЕС после Brexit

По какой причине Евросоюз стремится сохранить мобильность рабочих?

04 марта 2017

Тереза Мэй, занимающая должность председателя кабинета министров Великобритании, заставляет сомневаться в выгодных условиях выхода Британии из ЕС. При этом Лондон стремится сохранить свой выход на общий рынок, а также увеличить контроль над миграционными процессами.

В свою очередь Ангела Меркель, канцлер ФРГ, в данном вопросе сохраняет непреклонность. В начале месяце она снова сообщила о неразделимости «четырёх свобод» Евросоюза. Она отметила, что государства, которые стремятся принимать участие в свободном движении услуг, капитала и товаров обязаны поддерживать свободу на рынке труда.

С самого начала европейский проект разрабатывался в качестве формы экономической интеграции. В декларации 1950 года сказано: «Война в Европе не просто немыслима, она материально невозможная».

Проблемы в Европейском союзе

Нынешнее разочарование в Европейском союзе объясняется изменение экономического сотрудничества стремлением создать политический союз. Что из этого поддерживает свободное перемещение трудящихся?

Ряд экспертов в области экономики отмечают, что свободное перемещение людей необычайно важное для политического проекта Евросоюза. Однако вовсе необязательно для глубокой экономической интеграции, уменьшающей неравенство в области оплате труда между государствами.

Это справедливо для простых моделей, например, сформулированных Бертилом Олином и Эли Хекшером около столетия назад. В соответствии с ними, относительные достоинства государств определяются наличием в них ресурсов. Государства со значительным числом низкооплачиваемой рабочей силы, например, могут экспортировать продукцию, для изготовления которой требуется немало низкооплачиваемого труда.

Эксперт Пол Самуэльсон из США, основываясь на данной теории, сообщил, что при начале торговых отношений между государствами может стать причиной выравнивания цен на продукцию, которая торгуется на всех рынках. Это должно сказаться на оплате труда, в том числе корпораций, готовая продукция которых не экспортируется. Британское издание The Economist сообщило, что для конвергенции одной свободной торговли будет вполне достаточно.

Такой взгляд на интеграцию является упрощённым. Новые торговые модели не предполагают, что из-за интеграции в экономике обязательно последует конвергенция доходов. Предприятия нередко отвечают эффекту масштаба: их эффективность повышается с увеличением компании. Когда свободная торговля расширяется на другие страны, которые первоначально имеют преимущество, компании смогут без проблем обогнать собственных конкурентов.

Последствия и возможности интеграции рынков

При интеграции одно государство может специализироваться на области с высокой оплатой и возрастающей отдачу от размера. Примерами могут служить высокотехнологическое изготовление либо финансы, вторая – в областях, в которых заработные платы являются на порядок ниже. В результате одной свободной торговли не хватит, чтобы сформировать условия, требуемые для конвергенции.

К примеру, чтобы уровнять доходы разных государств, они должны пользоваться подобными технологиями. В то же время для достижения уровня технологических возможностей в разных государствах может потребоваться как свободная торговля, так и надгосударственные стандарты, перемещение знаний и рабочей силы.

В 1961 году Бела Баласса, эксперт в области экономики, в собственной книге «Теория экономической интеграции» предоставил уточнённое определение данному предмету. Он считает, что договорённости о свободной торговле является только шагом в направлении экономической интеграции. Чтобы её достигнуть в полной мере, требуется выровнять внешние тарифы, принять одни внутренние стандарты и нормы регулирования.

Ограничение движения рабочей силы является формой дискриминации, она создаёт сложности при интеграции в области экономики. Из-за неё будет предотвращена конкуренция среди тех, кто предоставляет личные услуги из разных государств, она создаёт трудности при развитии трансграничных социальных связей, выполняющие важную функцию в экономике.

В результате построение барьеров для перемещения рабочей силы является не просто политическим выбором. Это может привести не только к остановке, но даже к движению назад от экономической интеграции.

Расскажите друзьям:

Читайте также:
    Комментарии

    Добавить комментарий