Азбука инвестора: как составить смету затрат на производство?

Азбука инвестора: как составить смету затрат на производство?

Управление затратами и грамотное планирование стартовых расходов при составлении инвестиционного проекта – это фактически главные составляющие успеха любого дела, особенно связанного с производством. К сожалению, ошибки этого раздела инвестиционного плана, впоследствии приводят к тому, что дело свертывается, толком еще не начавшись, или инвестор несет не оправданные финансовые потери. Даже если инвестор планирует поручить составление бизнес-плана профессионалам, он все равно должен ориентироваться в вопросах управления расходами, чтобы на организационном этапе и потом в ходе функционирования производственного предприятия мог контролировать эти аспекты своего бизнеса.

Для того, чтобы знать, как составить смету затрат на производство, инвестор должен хорошо понимать, что являет собой понятие «сметы».

Смета – это собственно консолидированный план всех возможных затрат предприятия на последующий период производственной и финансовой деятельности. В смете обозначена вся сумма расходов на производство согласно видам используемых ресурсов, этапам производственной деятельности, уровнями управления предприятиями и других направлений расходов.

Что включается в смету?

Как правило, в смету включаются абсолютно все затраты производства, которые связаны с изготовлением, продажей товаров, а также затраты на содержание администрации, на различные работы, в том числе и те, которые не входят в технологический процесс производства.

Виды затрат вносятся в план в денежном эквиваленте на предполагаемые в проекте производственные программы, задания, экономические ресурсы и технологические способы их реализации. Смета затрат составляется в виде плана, ожидаемых расходов по видам работ и используемого сырья. Смета потенциальных доходов устанавливает плановые денежные прибыли и затраты на планируемый период. Производственная смета расходов указывает плановые показатели материальных запасов, объемы продукции и стоимость разных видов ресурсов и сырья. Консолидированная смета демонстрирует все расходы и результаты по ключевым разделам годового плана.

Методы разработки смет

В основном на практике при планировании расходов производственного предприятия используется три метода разработки сметы расходов. Первый метод – сметный, на основе подсчета расходов всего предприятия по информации, взятой из разделов всего плана. Второй метод называется сводным. Суть этого метода заключается в суммировании производственных смет каждого цеха, без учета оборотов между ними. Третий метод – калькуляционный – на основе подсчетов по каждому наименованию продукции с подробным разбором общих статей на простые составляющие затрат.

На промышленных предприятиях России наиболее популярен сметный метод. Его применение обеспечивает тесные взаимосвязи и приведение к единому показателю всей системы расчетов консолидированного плана. Готовая смета затрат должна отвечать запланированному объему реализации продукции.

Сводный способ написания производственной сметы расходов предполагает предварительную разработку и сведение в единую схему всех затрат по цехам основного и дополнительного производства. Разработку смет расходов цехов на производство продукции обычно начинают с заготовительных отделов предприятия, потом вспомогательных цехов, а потом уже переходят на производственные цеха.

Калькуляционный метод составления сметы производственных расходов основан на использовании сделанных расчетов себестоимости всех видов изделий, которые включены в годовую программу производства, а также расходов следующих периодов. Исходя из сделанных расчетов чистой стоимости конкретных наименований продукции, с учетом годового количества изделий разрабатывается ведомость «шахматка», в которой представлены все статьи расходов.

После сведения «шахматки» затрат, разрабатывается скорректированная консолидированная смета затрат, запланированных предприятием на следующий период. Для расчета точной себестоимости готовой продукции в сводной смете не учитываются затраты на операции, не связанные с выпуском валовой продукции, а также плюсуются непроизводственные издержки и учитываются изменения затрат следующих периодов.

Таким образом, вопрос, как составить смету затрат на производство занимает очень важное место в планировании производственного процесса. Даже если инвестор поручает составление сметы затрат, он все равно должен ориентироваться в этих вопросах, для того, чтобы лучше представлять себе процесс работы производственного предприятия.



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей:
Мы в твиттере