Сложности и противоречия оформления права на землю в Украине | Investtalk.ru

Сложности и противоречия оформления права на землю в Украине

Несмотря на большой потенциал земельного рынка Украины, законодательные сложности и неразбериха отпугивают многих инвесторов, которых не устраивает перспектива того, что возможно в скором времени, в Украине невозможно будет приобрести землю в собственность иностранным гражданам. Что касается граждан Украины, то здесь тоже не так все просто, как хотелось бы. Казалось бы, для граждан Украины нет никаких преград для инвестиций в земельные наделы: Земельный кодекс и Конституция декларируют право любого гражданина на получение земельного участка, как под застройку, так и под сельскохозяйственные работы. Согласно законодательству, гражданин Украины имеет право на получение до 25 соток в сельской местности, до 15 соток в поселке и до 10 – в пределах города. Однако на практике оказывается все не так просто – местные власти часто не заинтересованы в выдаче земельных наделов, и поэтому на этом этапе начинается ряд сложностей. Трудности оформления права на землю в Украине связаны со многими негативными факторами: коррупцией, избирательным подходом к просителям и неопределенностью толкования законодательных норм.

Проблема свободных земельных наделов

Очень часто возникает такая ситуация: гражданин Украины, не имеющий земельного участка, обращается в соответствующие органы управления населенного пункта с заявлением о предоставлении земли. И здесь возникает первая преграда – в ответ на его ходатайство приходит письмо, что свободных участков нет. И при этом проверить эту информацию или получить консультацию по этому вопросу у гражданина нет никакой возможности. Потому что получить доступ к генеральному плану развития населенного пункта не так просто, часто бывает так, что его попросту и не существует. А если и таковой имеется в наличии, то местные власти всеми силами стараются уберечь эту информацию в тайне, для того, чтобы иметь возможность распределять земельные ресурсы по своему усмотрению.

Дальше не становится легче: даже если вдруг заявление было принято к рассмотрению, желающего получить земельный надел, подстерегают следующий этап сложностей. Вопрос будет решаться земельной комиссией, которая часто рекомендует вынесение такого вопроса на сессию органов власти, и гарантии, что решение будет принято в пользу просителя нет никакой. Депутаты, которые будут обсуждать вопрос на голосовании, могут не поддержать положительное решение по своим причинам, не предоставляя никаких объяснений. В случае если большинство голосов будет не в пользу просителя, то ему придется искать варианты в другом населенном пункте.

А если речь идет о таких городах как Киев, Львов или Одесса, здесь шансы получить земельный надел в общем порядке, к сожалению, из разряда фантастики. Поэтому не удивительно, что такую привилегию получают граждане, обладающие миллионными средствами на банковских счетах. Увы, но коррупция, в решении подобных вопросах повсеместное явление, и простому гражданину очень трудно обойти все эти препоны.

Генеральный план развития и решение проблем земельных участков

Причины такой ситуации в том, что право, гарантирующее земельный надел любому гражданину не соотнесено со спросом и предложением на данном земельном рынке. Ни в одной законодательной норме  нет четкого толкования, как решать вопрос, если в одном населенном пункте множество претендентов на земельные наделы, а в другом – земля попросту не востребована.

Вторая сложность – это абсолютная закрытость для простых граждан информации о развитии населенных пунктов. Такая информация должна быть доступной, в генеральном плане города или села должны быть четко обозначены свободные участки для строительства и сельскохозяйственных работ. Обязательной также должна быть четкая схема приоритетов выделения земли, и соответствующие законодательные нормы, которые позволят гражданину обжаловать неправомерное разделение земли.

В сущности, документальные нюансы, поиск и выделение свободных участков должны проводить местные администрации. Но проблема в том, что чиновники и депутаты местных органов управления, как правило, руководствуются теми пунктами закона, которые выгодны только им.

Если подойти к вопросу без избирательного подхода к просителям, то свободные земельные участки, размеров от 10 до 15 соток можно найти всегда. Для этого местным властям надо пересмотреть границы населенных пунктов, менять целевое назначение земель для наиболее оптимального развития того или иного населенного пункта. Можно также пустить в действие земельный фонд запаса.

Таки образом, законодательная неразбериха, которая на данный момент присутствует на земельном рынке Украины, тормозит приток инвестиций в эту сферу. Граждане Украины сталкиваются с множеством трудностей при получении земельного надела, а иностранцы не хотят инвестировать с учётом неопределённости оформления права на землю в Украине для иностранцев. Возможно, если после выборов, в Украине будет принято адекватное земельное законодательство, то это расширит возможности инвестирования в землю.



Комментарии

Добавить комментарий

Онлайн новости
Новости биржи и FOREX
Рубрикатор
Мы Вконтакте
Мы в твиттере