Земельный рынок Украины: реформы и беспорядок?

Земельный рынок Украины: реформы и беспорядок?

Земельный рынок Украины до сих пор находится в подвешенном состоянии, поскольку законопроект о формировании рынка земли отложен на неопределенный срок из-за старта избирательной кампании. Что представляет собой этот документ, и что он привнесет в итоге, пока сказать сложно, однако, и сейчас этот законопроект вызывает много споров и нареканий.

Землю народу?

Основной вопрос, который вызывает множество дискуссий – это кому будет позволено быть собственником украинских земель сельскохозяйственного назначения.

Вполне обоснованной можно считать позицию нынешних законодателей в том, что эта категория земли должна находиться в собственности только граждан Украины, государства и территориальных общин, а не быть сконцентрированной во владении аграрных корпораций и холдингов. Однако у этой позиции есть и обратная сторона – принятие такого пункта в законе повлечет за собой ограничение рыночного оборота сельскохозяйственных земель. В итоге получится, что аренда будет основной формой землепользования, а это приведет к тому, что банки потеряют интерес на выдачу кредитов под сельскохозяйственную деятельность.

Сами фермеры и крупные аграрии высказывают по этому поводу недовольство: по их мнению, эти пункты в новом законе усиливают давление на тех, кто непосредственно работает на этих землях. Преимущество дается только арендодателям земельного фонда.

Каким может стать рынок земли в Украине

Насколько эффективными будут реформы в аграрной сфере, и насколько новый закон упорядочит земельный рынок Украины, будет в итоге зависеть от того, насколько авторы законопроекта прислушаются к экспертам аграрного рынка. Однако текущая избирательная кампания приостановила рассмотрение законопроекта – власть посчитала нецелесообразным сейчас выставлять его на голосование. Справедливо полагать, что сейчас этот законопроект может стать мощным инструментом воздействия на избирателей, и такое его продвижение не гарантирует его адекватность и эффективность. Решение по реформе рынка земли, скорее всего, будет принято уже новым парламентом, и, исходя из этого, будут ясны приблизительные сроки окончания земельной реформы.

Применение европейского опыта на земельном рынке

Разрабатывая данный законопроект, Украина хочет реализовать лучшие наработки европейского рынка земли. Для этого в Украине будет создана группа международных экспертов и аналитиков из специалистов Евросоюза по земельным вопросам для помощи Украине в проведении реформы.

Ситуация на земельном рынке Украины требует создания государственного института, который будет заниматься управлением земель, находящихся в государственной собственности и для реализации консолидационных проектов. Поскольку консолидация земель – это весьма затратный процесс, то бюджет Украине не в состоянии нести эту нагрузку, и поэтому институт обязательно должен функционировать по принципу самоокупаемости за счет рыночных операций с земельным фондом.

Как очень важный и полезный опыт в создании современного кадастра и консолидации земельного фонда для Украины отмечается опыт Королевства Нидерланды. Украинские аграрные эксперты считают, что создание земельного банка как государственного института управления землями поможет эффективно распорядиться Украине собственным земельным фондом. Евросоюз положительно принял идею о создании такого банка и всячески помогает воплотить этот проект в жизнь. Сейчас эксперты Евросоюза по земельным вопросам готовы оказать украинским коллегам организационно-методическую поддержку в создании подобного института.

Таким образом, создание принципиально нового и современного земельного рынка в Украине снова отложено на неопределённый срок. Ориентировочно правительство называет 2014 год, однако, с учетом того, сколько раз этот вопрос уже откладывался, нельзя быть уверенным, что к этому времени законопроект будет принят и заработает. С точки зрения аграрного права, с учетом изменений в земельном законодательстве на украинскую землю могут претендовать большие аграрные холдинги и сельскохозяйственные предприятия среднего звена. В этом случае основной задаче государства будет создать баланс сил между этими двумя группами, поддержав средние агропредприятия.



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей:
Мы в твиттере