Стратегическое экономическое планирование - залог успеха компании

Развитие концепции стратегического экономического планирования

31Важность, значимость и необходимость стратегического планирования для деятельности предприятия на сегодня ни у кого не вызывает сомнений, ведь только четкое прогнозирование будущего может гарантировать успех предприятию. Стратегическое планирование не всегда было таким, каким мы привыкли его понимать. Как и любой процесс, оно также прошло определенные этапы становления и развития.

Стратегическое планирование представляет собой действия и решения руководства по разработке специфических стратегий, которые помогают организации достичь своих целей.

Концепция — это система взглядов на те или иные явления и процессы; способ понимания, трактовки определенных явлений и событий; идея определенной теории. В процессе развития стратегического планирования можно выделить 4 концепции последовательно сменявших друг друга. Изменение концепций стратегического планирования тесно связано с изменением уровня стабильности среды функционирования предприятия.

Первая концепция — по отклонениям основана на детерминированном планировании функционирования предприятия и характеризовала среду как относительно стабильную, а предприятия — уверенными в будущем. В процессе деятельности предприятия всегда возникают отклонения фактических показателей от запланированных. Это могут быть или значительные отклонения, или отклонения, систематически повторяющиеся. Устранению таких отклонений способствует управление по отклонениям, при котором менеджер концентрирует внимание только на существенных отклонениях от запланированных и, в известной степени, не обращает внимания на отклонения в пределах допустимых колебаний. В зависимости от причин возникновения, отклонения разделяют на отклонения вследствие планирования (ошибки и просчеты при составлении планов) и отклонения в результате деятельности. Данная концепция предусматривала разработку долгосрочных целей, на основе которых составлялся конкретный план мероприятий. Во внимание принимались показатели прошлых лет, предприятие любым образом хотело улучшить свои показатели, несмотря на реальные состояние и возможности.

Вторая концепция — от достигнутого возникла как логическое продолжение предыдущей концепции и отличалась тем, что проводился анализ и контроль не только факторов внутренней среды, но и внешних, которые по разному влияют на состояние работы предприятия. Отправной точкой при составлении таких планов было текущее состояние предприятия, а сам подход ориентирован на сохранение достигнутых позиций. Такой анализ уже был более полным и соответствовал уровню тогдашней неопределенности сред. По данной концепции под стратегическим планированием начинают понимать и ценообразование, и моделирование, и программирование. Границы восприятия стратегического планирования таким образом расширяются.

Третья концепция — как процесс заключается в том, что стратегию начали отождествлять с процессом постоянного изменения явлений и факторов, которые могут влиять на предприятие. Среда становится все более нестабильной и требует использования новых методов анализа и прогнозирования. Процесс планирования позволяет представить весь комплекс будущих операций и предотвратить нежелательные результаты. Разрабатывая стратегические планы предприятию нужно не только сделать предсказания на долгосрочную перспективу, но и провести основательные исследования, которые будут предшествовать планированию. На данном этапе предприятие пытается выделить из всего перечня факторов, на него влияющих, те, которые оно в состоянии более или менее четко проанализировать и взять под контроль. Также важной задачей, которую предприятие ставило перед собой, было доскональное изучение своей внутренней среды, потенциала предприятия, чтобы быть готовыми к противостоянию с теми факторами окружающей среды, которые предприятие не способно контролировать.

Последняя, четвертая концепция, — адаптивное поведение стала усовершенствованной копией концепции как процесс. Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено руководства, тогда как совокупность управленческих навыков все меньше соответствует условиям решения проблем.

Данная концепция предусматривает постоянное приспособление предприятия к изменениям во внешней среде, которая нестабильна и труднопрогнозируема. В отличие от стратегии, которая строилась на первых этапах, данная стратегия является более гибкой и адаптированной. В основе стратегических планов лежит глубокий анализ существующих тенденций, угроз, возможных изменений во внешней среде предприятия, всесторонний прогноз его будущего развития. Предприятия, сумевшие адаптироваться к агрессивным условиям внешней среды выживают, развиваются и раскрывают свой потенциал, а те, что не смогли этого сделать — погибают.

Итак, развитие понимания стратегического планирования продолжается, внешняя среда становится все более нестабильной, возникают новые факторы, которые могут влиять на предприятие. При данных условиях руководству предприятия необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, оперативно реагировать на них, применяя превентивные методы.



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей: