Уровни управления в менеджменте

Уровни управления в менеджменте и их особенности

Менеджмент объединяет процессы планирования, организации, мотивирования и контроля, которые требуются для формулирования целей компании и их достижения. Как правило, в компаниях реализовано 3 уровня управления в менеджменте, также используются различные принципы и виды.

Уровни управления и их особенности

Высший уровень (институциональный). Он представлен руководителем предприятия, ректором, вице-президентом либо главой Совета директоров. Высший уровень управления в менеджменте имеет самое высокое влияние на развитие компании.

Средний уровень (управленческий). Менеджеры этого уровня реализуют политику работы компании, которую разработал высший уровень. В их обязанности входит доведение подробных заданий до отделов и их полное выполнение. Специалисты данной группы обладают обширным кругом обязанностей и определённой свободой при принятии решений.

Низший уровень (технический). В эту группу входят младшие начальники, которые работают непосредственно с сотрудниками компании: мастера, контролёры, бригадиры и прочие администраторы. В их задачу входит доведение до исполнителей определённых заданий.

Под принципами менеджмента понимают ключевые правила, обязательные для соблюдения управленческими работниками при принятии решений в конкретных условиях и на соответствующих уровнях.

Основными принципами в управлении выступают:

Принцип хамелеона. Он звучит так: «Для сохранения должности управленец и сотрудник должны уметь приспосабливаться к обстановке».

Необходимость управления всеми функциями компании. Анри Файоль выделяет такие принципы администрирования:

  • разделение труда;
  • дисциплина;
  • централизация;
  • устойчивость персонала;
  • корпоративный дух;
  • ответственность и полномочия;
  • единство руководства;
  • приоритеты общих интересов над личных;
  • единоначалие;
  • иерархия;
  • вознаграждение труда;
  • справедливость;
  • инициатива.
  • Если говорить о делах, то их можно условно классифицировать на несколько групп:

  • Срочные и неважные. Люди часто путают срочность и важность, однако нельзя спешить ставить между ними знак равенства. Часто именно такие дела формируют атмосферу аврала и заставляют всегда жить в стрессе.
  • Срочные важные. Эти дела всегда нужно выполнять без промедления.
  • Несрочные и неважные. Такие дела следует решать по остаточному принципу, однако они зачастую являются интересными и приятными. По этой причине многие именно с них начинают трудовой день, не лучшим образом тратя свои силы и лучшие рабочие часы.
  • Несрочные и важные. От откладывания таких дел чаще всего страдают организации. Они связаны с обучение работников, развитием фирмы и тому подобным. Пренебрежение этими делами может превратить их в «Срочные и важные». Не стоит тратить множество времени на совещания, а постараться внедрить в корпоративную культуру грамотные принципы их организации. Лучше потратить время на обучение сотрудников, если это позволит избежать аварийных ситуаций, которые возникли из-за их ошибок.
  • Методы управления

    Под методами менеджмента понимают комплекс способов и приёмов влияния на управляемый объект для достижения стоящих перед компанией целей. Как правило, они бывают следующими:

    Экономические методы. Носят косвенный характер управленческого воздействиями. Они предполагают создание материальных стимулов для сотрудников и коллективов. В их основе лежит экономический механизм. В основе экономических методов находятся товарно-денежные отношения.

    Административные методы. Они предполагают управленческое влияние на сотрудников, в их основе лежит дисциплина, власть и взыскания. Административные методы ориентируются на чувство долга, дисциплину, желание работать в конкретной компании и подобные им. Они предполагают прямое воздействие с помощью административным либо регламентирующим актом.

    Социально-психологические методы. При их использовании предполагаются управленческие воздействия на сотрудников, которые основываются на психологии и социологии. Психологические подходы являются строго индивидуальными, они ориентируются исключительно на определённую личность. Их отличительная черта – взывание к внутреннему миру лица, его интеллекту и личности, поведению и чувствам с тем, чтобы использовать потенциал человека с целью решения определённых задач. Социологические методы предоставляют возможность объективно выполнять социальное планирование, улучшить социальный климат, добиться эффективности коммуникации и поддерживать корпоративную культуру на высоком уровне.

    Стили управления

    Либеральный. Особенностью стиля является то, что начальник стремится не вмешиваться в деятельность подчинённых, пускает работу на самотёк и не берёт на себя ответственность. Некоторые считают данный стиль попустительским.

    Авторитарный. При этом стиле роль руководителя значительно преувеличена. Отличается централизацией власти и приверженностью к единоначалию. Как правило, руководитель собственноручно принимает решения без учёта мнения остальных. Обычно начальник очень требовательный к подчинённым, самостоятельность и инициативность подчинённых ограничена. Вместо убеждения и разъяснение управление осуществляется путём принуждения. В то же время эффективность данного стиля очень низкая при наличии большого количества квалифицированных работников, он может использоваться лишь к ограниченному кругу сотрудников нетворческого психологического типа.

    Демократический. При реализации этого стиля в коллективе создаются партнёрские отношения, подчинённые привлекаются к обсуждению и разработке решений по главным направлениям работы коллектива, развитию инициативы и самостоятельности сотрудников, взаимным распределением обязанностей и прав, а также расширением взаимного контроля. Поистине демократичный управленец старается не навязывать подчинённым собственную волю.

    Бизнес-портал investtalk.ru предоставляет много полезной информации о менеджменте предприятий. На странице https://investtalk.ru/menedzhment/avtoritarnyj-stil-upravleniya рассказывается об особенностях авторитарного стиля управления. А здесь можно прочитать о том, как управлять инновационным развитием предприятия.



    Комментарии

    Добавить комментарий

    Больше ключевых событий
    Рубрики полезных статей: