Как происходит работа с дебиторской задолженностью — все подробности
Дебиторская задолженность – это обязательный элемент хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Основные проблемы в работе с дебиторской задолженностью
— Отсутствие системы предоставления коммерческих кредитов. Ценность конкретного клиента для предприятия не влияет на условия выдачи товарного кредита.
— Не подвергается оценке кредитоспособность клиентов компании.
— Отсутствие достоверных данных финансовой отчетности о состоянии дебиторской задолженности, позволяющих оперативно отслеживать сроки погашения и сумму просроченной задолженности в разрезе каждого клиента.
— Отсутствие анализа оборачиваемости задолженности в разрезе каждого клиента. Размывание просроченного долга конкретного клиента в общем объеме задолженности, что искажает реальную ситуацию с дебиторской задолженностью в компании.
— Отсутствие регламентов работы с просроченной задолженностью.
— Отсутствие системы мотивации, стимулирующей контроль и возврат просрочки.
Кредитная политика предприятия
Данный документ компании регламентирует вопросы предоставления товарных кредитов клиентам, способствует эффективному взаимодействию специалистов предприятия с клиентами, регулирует вопросы управления задолженностью. Работа с дебиторской задолженностью должна строиться с учетом требований Кредитной политики.
Основные критерии кредитной политики компании:
— стандарты кредитоспособности клиентов,
— категории клиентов,
— сроки и объемы предоставления товарных кредитов,
— взаимодействие специалистов и клиентов при просрочке платежей клиентами.
В кредитной политике должны быть утверждены критерии определения сроков и размеров товарных кредитов, которые следует учитывать при кредитовании клиентов.
Сроки и объемы кредитования должны определяться с учетом следующих факторов:
— отраслевая принадлежность заемщика,
— структура клиентской базы по категориям клиентов,
— потребности клиентов,
— анализ платежеспособности и финансового состояния клиентов,
— практика кредитования в разрезе каждого клиента (кредитная история).
Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности
Кредитная политика компании должна строиться на принципах соблюдения клиентами сроков погашения долгов и возврата товарных кредитов.
Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности по товарным кредитам:
— оценка кредитоспособности клиентов,
— предоставление товарных кредитов в соответствии со стандартами Кредитной политики компании,
— автоматизация учета задолженности в разрезе клиентов, дат образования, сроков просрочки и сумм,
— осуществление постоянного мониторинга над состоянием задолженности,
— возврат просроченных долгов в соответствии с разработанными мероприятиями компании,
— стимулирование персонала, занимающегося управлением задолженностью и другие.
Меры по сбору просроченной задолженности
Кредитная политика предприятия должна определять перечень всех возможных мер, которые специалисты могут использовать при сборе просроченной дебиторской задолженности.
К ним можно отнести следующие действия:
— приостановка отгрузок должнику,
— уведомления клиента посредством телефонной связи,
— оформление письменных претензий и уведомлений,
— использование услуг коллекторов,
— подача исков в судебные инстанции.
Работа с дебиторской задолженностью должна быть направлена на минимизацию финансовых рисков предприятия, сокращение и предупреждение безнадежной задолженности, а также просрочки в расчетах даже при максимальных продажах.