Как открыть банк. Бизнес план

Как открыть банк. Бизнес план

В соответствии с современными стандартами по ведению бизнеса обязательным этапом является составление плана, в котором определяются основные цели и конкретные шаги к их достижению. Банковский бизнес – не исключение.

О структуре бизнес-плана по открытию банка

         Конкретных методик по написанию подобного бизнес-плана на сегодняшний день нет. Исходя из практики, можно сказать, что минимально он состоит из резюме, целей и задач, управленческого персонала и финансового плана.

Если имеется необходимость, могут включаться разделы с информацией об анализе рынка, а также маркетинговые и производственные планы. Приведенная структура может изменяться, исходя из требований, предъявляемых инвесторами, в зависимости от вида банка и его потенциальной роли в банковской системе данного региона. Если планируется открытие большого банка, то предполагается наличие всех указанных разделов, иногда включаются и дополнительные сведения.

Первый раздел: резюме

В этом разделе должна содержаться обобщенная информация об итогах анализа банковского рынка услуг, представленных на территории, которая предположительно будет обслуживаться будущим банком. Здесь обосновывается целесообразность и перспективность открытия бизнеса, формулируются цели, анализируется потенциальная доходность. На выходе, ознакомившись лишь с данным разделом, инвестор должен принять решение о вложении средств в открытие банка.

Второй раздел: цели и задачи

         В данном разделе бизнес-плана по открытию банка излагается его концепция. Она определяется выбранным типом банка: будет это кредитное, расчетное, рыночное, розничное учреждение или же межбанковская финансовая структура. Активы кредитного банка формирует клиентская задолженность, пассивы – собственные средства. В расчетном банке вся деятельность построена на осуществлении расчетно-кассовых операций с клиентами. Банки рыночного типа предпочитают работать в активе с ценными бумагами, в пассиве – с собственными средствами. Для розничного банка характерно разнообразие активов и оказание широкого спектра услуг. Доходы межбанковской финансовой структуры формируются от межбанковских транзакций, а также в результате взаимодействия с иными банками. Современный рынок по предоставлению финансовых услуг представлен в основном розничными банками.

В этом же разделе указывается перечень разрешительной документации, необходимой для открытия банка. Основными из них являются:

—  лицензии Центрального банка Российской Федерации на ведение банковской деятельности и на совершение операций с драгметаллами;

— лицензия государственной комиссии, которая отвечает за рынок ценных бумаг;

— разрешение Таможенного комитета;

— регистрационное удостоверение, которое выдает Центральная государственная инспекция пробирного надзора.

Третий раздел: управленческий персонал

         В этом разделе содержится информация, связанная с управленческой деятельностью и структурой банка. Здесь указываются все отделы и службы и вопросы их взаимодействия.

1. Информация о высших органах управления.

Высшим органом управления банком является общее собрание акционеров. Этот орган разрабатывает и утверждает цели и стратегию развития финансового учреждения. Общим собранием утверждается Совет директоров (осуществляет общее руководство банком), а также ревизионная комиссия (под ее контролем находится вся финансовая и хозяйственная деятельность). Правление банка является коллегиальным органом, в задачи которого входит решение текущих, повседневных вопросов. Руководителя Правления банка назначает Председатель Правления.

2. Информация о структурных подразделениях банка.

Основную работу с клиентами и инвесторами выполняют отделы банка. Основными отделами в банке являются: кредитный, по работе с драгметаллами, отдел ВЭД и другие в зависимости от типа банка.

В кредитном отделе специалисты проводят работу по обслуживанию заемщиков, отслеживают ситуацию с задолженностью по выданным кредитам, информируют руководство по данному вопросу, готовят документы в суд, когда необходимо взыскать с клиента просроченную задолженность.

В отделе по работе с драгметаллами проводят все операции, которые связаны с их поставками на внутренний и внешний рынок, обеспечивают покупку и хранение металлов и др.

В отделе внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется работа, связанная с иностранной валютой. В его функции входит валютный контроль, контроль полного поступления валюты в соответствии с зарубежными контрактами, выполнения клиентских обязательств, составление отчетов, консультирование в области совершения операций с иностранной валютой.

Чтобы контролировать риски основной деятельности в банке создается Служба внутреннего контроля, работа которой строится в соответствии с Уставом банка и разработанным Положением. Эти документы должны быть в качестве приложений к бизнес-плану. Положение содержит перечень прав и обязанностей сотрудников, а также информация о подотчетности и ответственности.

3. Информация об услугах банка.

Этот подраздел содержит описание всех услуг, предлагаемых банком для клиентов (физических и юридических лиц). Открытие и обслуживание счетов, расчетно-кассовые операции, выдача кредитов и принятие вкладов, валютно-обменные операции, осуществление инкассации денежных средств, работа с различными пластиковыми картами и другие.

Четвертый раздел: финансовый план банка

Данный раздел является одним из важнейших в бизнес-плане, его составляют на основе существующей методики, здесь содержится вся информация о поступлении (с указанием всех возможных источников) и расходовании финансов. Источниками денежных поступлений могут быть средства акционеров, доходы от депозитов, кредитных и валютных операций, операций с драгметаллами, активы, временно привлеченные от юридических лиц.

Статьи расходов должны включать оплату проведения исследования и анализа банковского рынка услуг, затраты на получение разрешительной документации с учетом обязательных платежей в бюджет, средства, необходимые для выплаты процентов, покупки валюты и драгоценных металлов и другие.

Как показывает практика, для открытия небольшого банка потребуются вложения в сумме 100 миллионов рублей, для учреждения средних масштабов – 500 миллионов рублей. Срок окупаемости вложенных средств составит 5-10 лет.



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей: