Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ), как показывает международный опыт - мощный инструмент финансового роста и привлечения инвестиций в регион, принципиально новый инструмент точечного воздействия на экономику. В России уже предпринимались попытки создания и развития подобных зон (свободные экономические зоны, упраздненные ФЗ «Об особых экономических зонах»1) в Калининградской и Читинской областях, Сахалине, Алтае и других местах. Однако, данные проекты не имели ожидаемого эффекта. В ОЭЗ, существующие сегодня, уже вложено 45 млрд рублей государственных инвестиций2. Ожидаемый эффект: «140 тысяч рабочих мест. Ежегодно здесь будут выпускать товаров и оказывать услуг на 5 триллионов рублей. Но с уточнением, что произойдет это через 16 лет»3.

Долгожданный ФЗ «Об особых экономических зонах» был принят 22.07.2005. Целями ОЭЗ являлись в соответствии со ст. 3 указанного ФЗ: «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы». При реализации указанных положений государство сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, недостаточно конкретизированные цели. В индустриально развитых странах (США, Великобритания) ОЭЗ используются в основном для выравнивания разницы в экономическом положении регионов за счет повышения активности среднего и мелкого бизнеса. В России приоритет отдается привлечению иностранных инвестиций. Особого указания именно на это в законе нет. Кроме того, «цена входного билета» - от 3 миллионов евро. Большая сумма – гарант серьезных намерений, но она не дает возможности развиваться в благоприятных условия среднему бизнесу.

Во-вторых, система льгот в ОЭЗ должна реализовывать преимущества территории, а не компенсировать недостатки развития.

В-третьих, необходимо упрощение администрирования и проведение последовательной политики в данной сфере. После принятия ФЗ №116-ФЗ создавалась трехуровневая система управления: МинЭкономРазвития, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и управляющая компания ОАО «ОЭЗ». Указом Президента указанное агентство ликвидируется4 только через 4 года своего функционирования. Оказалось, что указанная схема управления, по словам генерального директора ОАО "ОЭЗ" Косова И.: «не позволяла оперативно управлять ОЭЗ»5. Но и сегодня «Минтранс, Росморречфлот, Ространснадзор, ФАС, ФТС, ФСТ, ФСБ, Минобороны, МВД, МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росприроднадзор, Росграница, судовладельцы, операторы портов и другие ведомства еще долго будут ломать копья»6 на поприще распределения полномочий в сфере обеспечения безопасности.

В-четвертых, ОЭЗ либо создается преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай); либо ОЭЗ управляет юридическое лицо в виде компании, основанной на частной или смешанной форме собственности, которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при уведомительном порядке инвестирования. Россия избирает первый способ, хотя мобилизация ресурсов среднего и малого бизнеса могла бы сыграть не последнюю роль. Кроме того, порой наше государство создает определенный тип ОЭЗ под конкретного претендента, что является отступлением от принципов рыночной экономики.

В-пятых, ОЭЗ остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Дефицит кадров разрешается разработкой новых учебных дисциплин, предметом изучения которых явилась бы деятельность в ОЭЗ, а также разработка новых учебных специальностей и специализаций для сферы ОЭЗ.

В-шестых, в ОЭЗ установлены льготные условия в отношении налогового и таможенного режима. Но по ч.1 ст. 8 Конституции7 гарантируется единство экономического пространства, а по ст. 74 не допускается установление таможенных границ. Однако, по ч. 1,4 ст. 6 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»8 данные установления нарушается.

В-седьмых, в ОЭЗ существуют многочисленные факты нарушений при использовании бюджетных средств. В частности, не всегда своевременно проводятся мероприятия по возведению в ОЭЗ объектов инфраструктуры. За 2 года деятельности ОЭЗ технического назначения, расположенной на территории Москвы, зарегистрировано всего 11 предпринимателей, инвестировавших средства в ее развитие. При этом свою деятельность непосредственно на территории самой ОЭЗ осуществляет только один(!)9.

В-восьмых, вызывает вопрос само существование ОЭЗ. В Российской Федерации приняты ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ФЗ от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и ряд других правовых инструментов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата на территории всей Российской Федерации. В чем же необходимость затраты значительных ресурсов на создание ОЭЗ и не разумней ли было инвестировать во все экономическое пространство страны?

Надеюсь, что государство будет совершенствовать законодательство в области ОЭЗ, создавать оптимальные механизмы его реализации, а также методы контроля за его исполнением, и обеспечивать комплексную реализацию мер по нормализации функционирования ОЭЗ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


Добро пожаловать на форум investtalk.ru!

Наша электронная площадка создана и работает для тех, кто ищет выгодные направления для инвестиций и преумножения капитала. Пользователи могут свободно делиться своим мнением, опытом, оценивать ситуацию в стране и в различных областях российской и мировой экономики. Мы ожидаем, что все обсуждения будут проводиться в уважительной форме, это поможет узнать мнение других инвесторов по различным вопросам и найти инвестиции в любой интересный проект. Продолжить читать
×
×
  • Создать...