Перейти к публикации






Рекомендованные сообщения

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ), как показывает международный опыт - мощный инструмент финансового роста и привлечения инвестиций в регион, принципиально новый инструмент точечного воздействия на экономику. В России уже предпринимались попытки создания и развития подобных зон (свободные экономические зоны, упраздненные ФЗ «Об особых экономических зонах»1) в Калининградской и Читинской областях, Сахалине, Алтае и других местах. Однако, данные проекты не имели ожидаемого эффекта. В ОЭЗ, существующие сегодня, уже вложено 45 млрд рублей государственных инвестиций2. Ожидаемый эффект: «140 тысяч рабочих мест. Ежегодно здесь будут выпускать товаров и оказывать услуг на 5 триллионов рублей. Но с уточнением, что произойдет это через 16 лет»3.

Долгожданный ФЗ «Об особых экономических зонах» был принят 22.07.2005. Целями ОЭЗ являлись в соответствии со ст. 3 указанного ФЗ: «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы». При реализации указанных положений государство сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, недостаточно конкретизированные цели. В индустриально развитых странах (США, Великобритания) ОЭЗ используются в основном для выравнивания разницы в экономическом положении регионов за счет повышения активности среднего и мелкого бизнеса. В России приоритет отдается привлечению иностранных инвестиций. Особого указания именно на это в законе нет. Кроме того, «цена входного билета» - от 3 миллионов евро. Большая сумма – гарант серьезных намерений, но она не дает возможности развиваться в благоприятных условия среднему бизнесу.

Во-вторых, система льгот в ОЭЗ должна реализовывать преимущества территории, а не компенсировать недостатки развития.

В-третьих, необходимо упрощение администрирования и проведение последовательной политики в данной сфере. После принятия ФЗ №116-ФЗ создавалась трехуровневая система управления: МинЭкономРазвития, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и управляющая компания ОАО «ОЭЗ». Указом Президента указанное агентство ликвидируется4 только через 4 года своего функционирования. Оказалось, что указанная схема управления, по словам генерального директора ОАО "ОЭЗ" Косова И.: «не позволяла оперативно управлять ОЭЗ»5. Но и сегодня «Минтранс, Росморречфлот, Ространснадзор, ФАС, ФТС, ФСТ, ФСБ, Минобороны, МВД, МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росприроднадзор, Росграница, судовладельцы, операторы портов и другие ведомства еще долго будут ломать копья»6 на поприще распределения полномочий в сфере обеспечения безопасности.

В-четвертых, ОЭЗ либо создается преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай); либо ОЭЗ управляет юридическое лицо в виде компании, основанной на частной или смешанной форме собственности, которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при уведомительном порядке инвестирования. Россия избирает первый способ, хотя мобилизация ресурсов среднего и малого бизнеса могла бы сыграть не последнюю роль. Кроме того, порой наше государство создает определенный тип ОЭЗ под конкретного претендента, что является отступлением от принципов рыночной экономики.

В-пятых, ОЭЗ остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Дефицит кадров разрешается разработкой новых учебных дисциплин, предметом изучения которых явилась бы деятельность в ОЭЗ, а также разработка новых учебных специальностей и специализаций для сферы ОЭЗ.

В-шестых, в ОЭЗ установлены льготные условия в отношении налогового и таможенного режима. Но по ч.1 ст. 8 Конституции7 гарантируется единство экономического пространства, а по ст. 74 не допускается установление таможенных границ. Однако, по ч. 1,4 ст. 6 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»8 данные установления нарушается.

В-седьмых, в ОЭЗ существуют многочисленные факты нарушений при использовании бюджетных средств. В частности, не всегда своевременно проводятся мероприятия по возведению в ОЭЗ объектов инфраструктуры. За 2 года деятельности ОЭЗ технического назначения, расположенной на территории Москвы, зарегистрировано всего 11 предпринимателей, инвестировавших средства в ее развитие. При этом свою деятельность непосредственно на территории самой ОЭЗ осуществляет только один(!)9.

В-восьмых, вызывает вопрос само существование ОЭЗ. В Российской Федерации приняты ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ФЗ от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и ряд других правовых инструментов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата на территории всей Российской Федерации. В чем же необходимость затраты значительных ресурсов на создание ОЭЗ и не разумней ли было инвестировать во все экономическое пространство страны?

Надеюсь, что государство будет совершенствовать законодательство в области ОЭЗ, создавать оптимальные механизмы его реализации, а также методы контроля за его исполнением, и обеспечивать комплексную реализацию мер по нормализации функционирования ОЭЗ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

Добро пожаловать на форум investtalk.ru!

Наша электронная площадка создана и работает для тех, кто ищет выгодные направления для инвестиций и преумножения капитала. Пользователи могут свободно делиться своим мнением, опытом, оценивать ситуацию в стране и в различных областях российской и мировой экономики. Мы ожидаем, что все обсуждения будут проводиться в уважительной форме, это поможет узнать мнение других инвесторов по различным вопросам и найти инвестиции в любой интересный проект. Продолжить читать
×
×
  • Создать...