Китайские хитрости на Балканах

Китайские хитрости на Балканах

23 января 2015

investiciiЗа последние четыре или пять лет стало модно говорить о китайских инвестициях в Болгарию и на Балканы. Но действительно ли речь идет о реальных инвестициях или китайских кредитах? Когда все факты выстроены в ряд, то главный вопрос, который возникает, конкурентоспособен ли Китай в качестве кредитора или китайские инвестиции в значительной степени пропагандистский пузырь Пекина, как на Балканах, так и во всем мире?

В конце 2014 года в Белграде открылся мост через Дунай, строительство которого было осуществлено на китайский кредит для Сербии, китайская компания была подрядчиком по проекту, а работники и строительные материалы, в основном, были из Китая. «Мост на практике полностью является импортом из Китая», — заявил сербский эксперт Ковачевич. Кроме того, китайские компании не заплатили за проект пошлины и налоги, что подтвердило сербское министерство транспорта для Deutsche Welle. Немецкий эксперт Кристиан Дрегер еще подчеркивает положительную сторону для региона: «Мост находится в Восточной Европе и улучшает доступность для региона. В этом смысле можно ожидать увеличения роста местной экономики». Строительство трансграничного проекта между Болгарией и Румынией — дунайского моста Видин-Калафат 2 — был профинансирован на более чем 50 процентов по линии присоединительных программ ЕС.

Будапешт. 400-километровый участок фактически является частью китайского плана по ускорению доставки китайского экспорта в Центральную Европу через греческий порт Пирей. Линия Белград-Будапешт должна быть завершена к середине 2017 года. Проект, стоимость которого оценивается в 3,1 миллиарда долларов, будет финансироваться за счет банка развития Китая и выполняется китайскими государственными компаниями.

Для нового программного периода 2014-2020 г. г. железнодорожная инфраструктура Болгарии получает по OПT более 673 34 5449 млн. евро. На первый программный период 2007-2014 годов были согласованы полностью наличные ресурсы по ОПТ, освоены более 1,5 млрд. евро или 71-72 процента от объема всех средств программы. Почти 1,1 миллиарда евро уже возмещены в бюджет страны из Брюсселя.

Всего 22 инвестиционных проекта финансируются в рамках программы, семь из них уже завершены, уже построено и реконструировано более 250 км железнодорожных линий, более 150 км автомобильных дорог были введены в эксплуатацию.

В конце прошлого года Китай провел четвертую встречу так называемой группы 16 +1 — стран Центральной и Восточной Европы. После Будапешта, Варшавы и Бухареста встреча в Белграде имела целью снова собрать восточно-европейские проекты, чтобы Пекину выбрать какой проект он будет финансировать, и куда непосредственно будет инвестировать. В последнее время Пекин стал слишком осторожным. Болгария представила на рассмотрение китайцев различные идеи. Несмотря на большое количество представленных проектов, финансирование со стороны Китая остается скромным.

Кроме того, в последние годы на заседаниях между Китаем и странами Восточной Европы обсуждаются в основном крупные проекты в области инфраструктуры, на которые идет базовое финансирование ЕС — мосты в Сербии, автомагистрали в Черногории, ядерные реакторы в Румынии, химические предприятия в Венгрии, порты Хорватии и Болгарии. Из них, в настоящее время, на китайские кредиты построен и функционирует только мост в Белграде.

На самом деле есть один главный вопрос: действительно ли конкурентоспособен Китай в качестве кредитора? В настоящее время валютные резервы Китая достигли почти 4 триллиона долларов. Согласно данным министерства торговли Китая в 2014 году страна впервые в своей истории стала чистым экспортёром капитала — китайские прямые инвестиции за рубежом превысили объем прямых иностранных инвестиций в страну.

Китайские инвестиции за рубежом в 2014 году достигли 116 миллиардов долларов, что на 15,5% больше в годовом исчислении. Эта сумма включает в себя 102,89 млрд. долларов, вложенных в нефинансовый сектор (рост 14,1%). Если в отчетность включить и иностранные инвестиции китайских компании при посредничестве третьих сторон, то общий объем инвестиций составит около 140 миллиардов долларов.

За рубежом китайские инвесторы вкладывают свои деньги в основном в недвижимость, в компании и в «другие активы». Топ местом для китайских инвестиций является Гонконг. С другой стороны, могут быть предоставлены несколько цифр, чтобы ответить на вопрос, насколько конкурентоспособен Китай в качестве кредитора.

ЕС объявляет инвестиционный план «Юнкера» в 315 миллиардов евро к 2020 году. Болгария претендует в нем по проектам на общую сумму 3,5 миллиарда евро, которые включают в себя три скоростных магистрали, модернизацию двух железнодорожных линий, линий электропередач, энергоэффективности и многое другое. Бюджет фондов ЕС, проголосованный для Болгарии в период 2014-2020 годов, составляет 15,4 миллиарда евро.

Китайский инвестиционный пакет для всех стран Центральной и Восточной Европы составляет 10 миллиардов долларов плюс еще 2 млрд. в течение ближайших десяти лет. В 16 странах группы «16 +1» даже при соотношении евро-доллар на страну падает по 800 миллионов евро на десять лет, то есть 80 миллионов евро в год даже при самых благоприятных обстоятельствах. Поэтому, когда факты говорят, то пропаганда не имеет никаких аргументов. До сих пор средств такого масштаба, которые приходят через Болгарию в ЕС, просто нет. И Китай не может быть альтернативой.

Расскажите друзьям:

Читайте также:
    Комментарии

    Добавить комментарий