Практика управления персоналом: как ее освоить и эффективно применять?

Эволюция управления персоналом и главные школы управления

Рынок заработной платы США растетМенеджмент играет одну из важнейших ролей в развитии любой организации. И неважно, окажется ею маленькая фирма или транснациональная корпорация. Управленец любого уровня должен четко знать основные постулаты своего поприща. Как же проходила эволюция управления персоналом?

Искусство управления подчиненными
Пройденные этапы эволюции науки управления персоналом дают общее представление о том, как происходило зарождение и систематизация знаний в этой области. Менеджмент можно рассматривать в нескольких ипостасях, а именно:

— как объединение учений разных школ управления;
— в качестве ситуационного или процессного подхода;
— как многофункциональную систему.
Наука управления персоналом, как и другие, получила свои характерные черты. Ими являются функции, задачи и принципы учения. Функции менеджера по прошествии столетий так и не изменились. Это:
— планирование;
— организация;
— мотивация;
— контроль.

Современная наука, помимо указанных выше основных функций, выделяет еще около десятка вспомогательных, которые возникли на более поздних этапах развития системы знаний об управлении. Они прямо зависят от специфики деятельности организации.

Школы управления персоналом

Эволюция управленческой мысли прекрасно просматривается на хронологии событий, связанных с образованием школ управления. Основные из них:
1. Научная. Это наиболее ранняя стадия. Ее основатели полагали, что производительность труда может быть повышена после проведения исследований, опытов, расчетов и дальнейшего выделения необходимых и бесполезных заданий для трудящихся. Исследования помогали ученым понять, как работник за отведенный промежуток времени сможет выполнить один и тот же объем работ, но при разных условиях. Исследователи хотели «отрезать» все лишние действия, выполняемые рабочими. Так появилось поощрение работников за перевыполнение норм и четкое разграничение трудовых обязанностей. Стало также целесообразным внедрение систем обучения и повышения квалификации, часы отдыха отделились от рабочего времени. Последователи данного научного течения утверждали, что очень важное значение для предприятия имеют факторы отбора работников с учетом их индивидуальных особенностей.

2. Административная. Появление второй школы управления персоналом стало «волшебным двигателем» эволюции управления персоналом потому, что именно ее последователи смогли разработать и систематизировать основные принципы менеджмента, к которым относятся:
— разделение труда;
— строгая дисциплина;
— деление полномочий и возложенных обязанностей;
— инициативность и поощрение сотрудников;
— централизация власти;

3. Психологическая. Школа психологии управления персоналом сделала весомый вклад в общее развитие науки менеджмента. Она акцентировала основное внимание на том, что эффективность работы сотрудников организации во многом зависит не только от условий труда и системы поощрений, но и от межличностных отношений внутри трудового коллектива, от взаимоотношений с руководящим аппаратом.

4. Количественная. Является самой молодой и высокотехнологичной. Ее последователи утверждают, что теперь управление персоналом во многом зависит от статистических наблюдений и компьютерного моделирования различных процессов на предприятии. В последнее время это течение стало одним из самых популярных в России.

Каждая школа по-своему сформировала знания для науки управления персоналом, привнесла в нее что-то новое и необходимое.

Различные подходы в области менеджмента

Эволюция теории управления персоналом связана также с появлением нескольких взаимосвязанных подходов к управлению подчиненными:

1. Процессный подход. Управление людьми – длительный, ответственный процесс. Любая работа требует тщательной подготовки, особенно если речь идет о работе с коллективом. Реализация процессного подхода в будущем даст руководителю возможность оперативно принимать решения, которые должным образом будут воспринимать сотрудники. Такое сотрудничество обязательно выведет компанию на высочайший уровень развития.

2. Управление как система. Нельзя забывать, что любая организация – это система со своими индивидуальными составляющими. Чтобы организация работала, как точный механизм, она должна быть в полном порядке на всех уровнях управления. Такую слаженность может обеспечить комплексная работа всех структурных подразделений компании, которую обеспечивают линейные руководители.

3. Ситуационный подход. Руководить подчиненными по заранее заданной модели не получится. Мир динамичен. Каждый день менеджеру необходимо принимать разнообразные решения в зависимости от происходящих ситуаций внутри и вокруг компании.

Наука менеджмент (управление персоналом) эволюционировала несколько десятилетий. Прошлое столетие ознаменовалось открытием множества школ, которые отдельно друг от друга по-разному изучали различные направления в области управления персоналом, тем самым развивая эту науку. Многочисленные опыты, расчеты, исследования станут полезными всем будущим поколениям управленцев, которые на основе полученного опыта будут осуществлять свою профессиональную деятельность на высочайшем уровне.

Если вы хотите работать в управлении персоналом, рекомендуем прочитать нашу статью про специальность управление персоналом кем работать в этой сфере, почему это перспективно и сулит отличный карьерный рост.



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей: