Внешнеторговый договор: как его составить правильно?

Внешнеторговый договор cоветы начинающим

Заключение договора банковского вклада В сфере ВЭД работаю уже более 20 лет. Казалось, видел если и не все, то очень многое. Ошибался. Недавно руководство нашей компании решило обновить и омолодить коллектив. В наш отдел ВЭД пришли 3 новых работника — парень и девушки – только со студенческой скамьи. Все закончили достаточно престижный государственный ВУЗ по специальности ВЭД и даже с очень приличными оценками.

Дал им задание — составить экспортный и импортный внешнеторговые договора на конкретные реальные сделки. Срок – 2 рабочих дня. Результат:

1. Смеялся долго. И не только я, но и все кто их читал.

2. Поразился креативностью мышления и широтой фантазии молодежи.

3. Стало страшно уйти в отпуск, а еще страшнее из него вернуться.

И вот, подумав, обо всем этом я решил: в целях собственной безопасности, составить для них то ли инструкцию, то ли памятную записку по составлению внешнеторгового договора.

Итак, пошаговый алгоритм действий для всех внешнеторговых договоров:

1. Подготовительная работа:

1.1. Проверьте своего партнера, с которым собираетесь работать, на предмет:

— вдруг он в розыске Интерпола (бывали случаи);
— является резидентом государства, находящегося, под национальными или международными санкциями, а может, оно само ввело санкции против Вашей страны;
— зарегистрирован в оффшоре или непризнанном государстве;
— оцените риск возникновения форс-мажора, т.е. политическую ситуацию в его государстве;
— какой режим внешней торговли применяется к государству партнера (наибольшего благоприятствования, свободной торговли, режим системы преференций).

По результатам, определите перечень документов, которые должен предоставить Ваш партнер (сертификат о происхождении и т.д. и т.п.) и получите от него подтверждение о гарантии их предоставления;

— выясните, накладывает ли партнер на Вас, какие – либо ограничения на дальнейшее распоряжение товаром (например: его перепродажу третьим лицам, реэкспорт и т.д.) и не собираетесь ли сделать это Вы;
— проверить возможность возникновения дополнительных обязательств. Например: приобретение дополнительных партий товара, запрета в дальнейшем работы с другими поставщиками и т.п.

1.2. Определите точно код товара по ТН ВЭД. Пожалуй, это самое важное. На уровне всех 10 знаков. И проверьте все применяемые к нему тарифные и нетарифные меры регулирования. На этом попадаются очень многие. Ибо товар может оказаться таким, что покупать/продавать его будет не только не выгодно, но и опасно.

Здесь главное:

— определите, имеете ли Вы право торговать этим товаром, вдруг на него требуется какая либо экспортная/импортная лицензия (особенно его санкционность и двойное назначение – пример: кирзовые сапоги – есть товар двойного назначения, и таких неожиданных сюрпризов — пропасть), квота, есть ценовые ограничения, фито- и ветеринарные требования и т.д. по законодательству своей страны. Могут быть особые требования и к транспортировке и хранению товара. Оцените, при необходимости, возможность получения Вами (или перевозчиком) соответствующих разрешения и документов;
— потребуйте от партнера подтверждения (желательно письменное), что и он в своей стране сделал тоже.

1.3. Решите, и согласуйте с партнером, кто из Вас будет организовывать транспортировку и доставку товара. Вдруг потребуется либо специальный транспорт, либо разрешения я ввоз/вывоз/транзит и т.д. Если организация доставки товара возлагается на Вашу сторону, заранее найдите перевозчика и решите с ним все возникшие вопросы по стоимости и организации перевозки (оплата, получение разрешений и т.д.). Совет: при необходимости транзитной или смешанной перевозки лучше всего сразу обратиться к фирме-экспедитору.

1.4. Определите, какой редакцией Инкотермс Вы будете пользоваться (-2000, -2010 и т.п.);

1.5. На каком (или каких) языке будет составляться договор. Он может быть составлен сразу на одном, двух и более языках (в двух последних случаях – решите вопрос с переводом). В договоре, обязательно, надо указать, что все тексты полностью соответствуют друг другу.

1.6. Юридические вопросы:

— проверьте полномочия лица, подписывающего договор со стороны партнера. Если он действует на основании доверенности и т.п., обязательно, получите заверенную копию этого документа и посоветуйтесь с юристом;

— в договоре может быть указано, законодательством какой страны руководствуются стороны при его исполнении. Если это не указано — то законодательством той страны, на территории которой он заключен. Этот нюанс тоже может быть очень важен;

— согласуйте с юристом и другими службами вопросы форс-мажора, штрафных санкций, место и орган судебных разбирательств. Учтите требования партнера;
— процесс подписания. Если договор подписывается по факсу или эл.почте, то в договоре следует указать что это имеет юридическую силу;

— часто у Вашего партнера, особенно из дальнего зарубежья, может просто не быть печати. Не удивляйтесь — это в порядке вещей. Достаточно подписи. Возникнут проблемы — посоветуйтесь со своим юристом.

2. Составление договора:

— все пункты, фразы и так далее, должны быть четкими, конкретными и не допускать двойного толкования, особенно при переводе на иностранный язык;
— обязательно указать предварительные реквизиты договора: номер, дату составления, место заключения (населенный пункт, страна);
— включите пункт о возможности внесения изменений и дополнений (заключения дополнительных соглашений и т.п.);
— обращайте внимание на даты в сроках исполнения, каких либо обязательств. А именно: «до» и «по». «До» — означает, что обязательства должны быть выполнены до указанной даты. Например: … до 31.12.2014г. – означает, что обязательства должны быть выполнены 30.12.2014г. «По» — означает, что обязательства должны быть выполнены не позднее указанной даты. Например: … до 31.12.2014г. – означает, что последний день исполнения — 31.12.2014г.;
— составьте список документов, предоставляемых сторонами, и зафиксируйте их в тексте договора;
— предмет купли/продажи при первом его упоминании сражу же назовите »товар» или »продукция» (….., именуемая далее »товар»…..). Это для удобства.;
— наименование товара в договоре указывайте максимально кратко, чтобы в последствии не возникло разночтений с грузосопроводительными документами. Например: аккумулятор автомобильный на 55 а/ч без указания дополнительных опций (цифр). В договоре оговорите что они указываются в дополнительных соглашениях либо в грузосопроводительных документах.
— везде применяйте единицы измерения либо системы СИ либо общепризнанные. Избегайте брутто-тонны, футовые и фунтовые системы. Если не получается, то укажите в договоре систему их пересчета;
— если валюта договора и платежа не совпадают. На это надо обратить особое внимание. Все цены, суммы должны указываться только в валюте договора. Обязательно надо оговорить по какому курсу будет производиться пересчет валюты договора в валюту платежу (ЦБ РФ, НБ РБ и на какую дату — отгрузки, платежа и т.д.);
— если договор предусматривает кроме продажи товара так же предоставление каких-то услуг, работ, информации, то в этом случае сразу укажите их стоимость по отдельности. Отдельно товар, отдельно услуги. Их сумма и есть общая стоимость договора. Избежите проблем с таможней.
— четко придерживаться трактовки выбранных условий поставки по Инкотермс. Не допускать глупых ошибок (например: при условия СИП, СПТ и т.п. не выделять отдельно стоимость товара и доставки и т.п.);
— если договор, особенно импортный, предусматривает предоставление скидки в цене на товар при соблюдении каких-то условий, то заранее позаботьтесь об их подтверждении. Иначе при растаможке корректировки ТС не избежать. А лучше всего, не упоминайте их вообще;
— указать сроки исполнения обязательств по оплате и поставке товара (предоставления услуг, работ и т.д.). Они должны четко просчитываться (конкретная дата) и соответствовать установленным законодательством. Если они не соответствуют – необходимо заранее получить разрешение на их продление;
— указать, что считается датой исполнения обязательства (например: дата таможенного оформления, списания денежных средств с банковского счета и т.д. в соответствии с законодательством);
— указать способ оплаты: банковский перевод, аккредитив и т.п.;
— указать форму оплаты: предоплата, отсрочка, смешанная;
— указать платежные реквизиты сторон. Они должны быть достаточны для проведения финансовых операций – это надо, обязательно, согласовать с финансовой службой и бухгалтерией;
— четко зафиксировать способ транспортировки товара (вид транспорта, особые условия хранения и перевозки и т.п.), адрес доставки, его маркировку и упаковку;
— зафиксировать наличие и условия страхования;
— указать список предоставляемых сторонами грузосопровидительных и дополнительных документов;
— четко прописать гарантийные обязательства (срок действия, условия возникновения и т.д.);
— дату вступления договора в силу (как правило – с даты его подписания обеими сторонами). Эта дата и будет являться датой договора (если она указана при его подписании хотя бы одной из сторон) при указании его реквизитов, а не дата его составления. Это очень распространенная ошибка. Если даты подписания сторонами указанны разные, то дата заключения – есть позднейшая из указанных дат. Если даты подписания не указанны – то датой заключения договора является дата его составления;
— указать срок действия договора. Если указывается конкретная дата, то он не должен заканчиваться раньше, чем обе стороны выполнят все свои обязательства (оплата, поставка, гарантийный срок и т.д.). Идеальный вариант: «До исполнения сторонами всех своих обязательств».

3. Самое главное
— читать и писать внимательно, думать, думать и думать….
Всем удачи!



Комментарии

Добавить комментарий

Больше ключевых событий
Рубрики полезных статей:
Мы в твиттере