Замещение импорта. Ниша или бездна? | Investtalk.ru

Замещение импорта. Ниша или бездна?

Российское эмбарго помогло промышленности страны выйти из стагнации

В свете навалившихся на Россию санкций модным трендом становится замещение импорта, которое некоторые аналитики считают чуть ли не единственным выходом из сложившейся ситуации. Но что на самом деле понимается под этим термином? И насколько выгодно оно может быть для российской экономики? Для тех, кто плохо учил в школе экономическую географию, возьму на себя смелость прочесть небольшую лекцию о принципах мировой экономики и российской экономики в частности.

В далёком 1867 году некто Карл Маркс выпустил первый том своего бессмертного издания «Капитал», ставшего бестселлером для коммунистов всего мира. В своей книге он опирался на труды Адама Смита и Давида Рикардо – британских экономистов, выдвинувших идею трудовой природы стоимости. Маркс пошёл немножко дальше и пришёл к выводу, что деньги тоже могут быть товаром, ему же и принадлежит знаменитая формулировка «товар-деньги-товар». Если исключить из этой формулы деньги, то общество скатится до прямого товарообмена, вылившегося в начале постсоветской эпохи в систему взаимозачётов.

В идеале исключение денег должно было по идее Маркса привести к созданию справедливого бесклассового общества с распределением капитала между всеми его членами по принципу «от каждого по способности каждому по потребности». Но предшественники марксистской теории, как и её последователи не раз доказывали, что это является утопией. В СССР удалось создать такое распределение капитала, при котором каждому члену общества предоставлялись гарантии если не полного процветания, то хотя бы безбедного существования. Конечно, такое общество было не лишено недостатков, были и явные несуразности, но в целом люди жили неплохо. Это, кстати, признают и многие современные экономисты.

Но Союз развалился, а вместе с ним рухнула экономика. Многие говорят, что экономика рухнула, потому что она была совершенно неэффективна и просто не выдержала конкуренции Рынка. На самом деле это совсем не так. Дело в том, что в СССР существовали так называемые производственно-экономические комплексы, в которые входили предприятия многих республик. С отделением этих республик связи были нарушены, предприятия перестали функционировать и их попросту разграбили. России

необходимо было выстраивать новые отношения с поставщиками сырья, производителями и покупателями товаров.

Сделать это внутри страны оказалось непросто, но подключились «благожелатели» из дальнего зарубежья и предложили свои услуги. Россия оказалась очень выгодным рынком сбыта для товаров, не пользующихся там большим спросом. Покупать за рубежом вместо того, чтобы поднимать и налаживать собственное производство оказалось намного проще и дешевле в краткосрочной перспективе. Хотя буквально накануне развала страны множество новоявленных кооператоров-предпринимателей вроде бы взялись за внутренний рынок, но под давлением акулмонополистов, рэкетиров и высоких налогов они быстро свернули свою неблагодарную деятельность.

Прилавки магазинов заполонила импортная продукция, чаще всего по качеству уступающая отечественным товарам, а по цене зачастую её превышающая. Что греха таить, промышленность Советского Союза в последние годы была рассчитана исключительно на местный рынок. Для того, чтобы получать дополнительные бонусы от власти, идейным руководителям предприятий необходимо было брать на себя повышенные обязательства и с успехом их перевыполнять. О качестве никто не заботился, нужно было только количество. Импорт же был построен по тому же принципу, ничего нового наши доморощенные экономисты не изобрели – закупали подешевле и продавали подороже, наполняя рынок откровенным ширпотребом и получая с этого неплохую прибыль.

Лидер КПРФ Г.А. Зюганов в своих немногочисленных интервью всегда подчёркивает, что в советской экономике было много хорошего, и полностью её отметать не надо. Собственно, возвращение к некоторым её принципам сейчас и происходит. Это касается планирования производства, расчёта производительности труда, государственного регулирования цен и прочего. В первые годы постсоветской эпохи в начале 1990-х годов российская экономика развивалась по американским принципам, рассчитанным на совершенно другие условия. Экономика США, по мнению многих аналитиков, изначально провальная, что подтверждается многочисленными кризисами, периодически сотрясающими эту страну. Но вернёмся в Россию.

Несмотря на усилия «европейских и заокеанских друзей», предсказывающих быстрый крах российской промышленности, ценой невероятных усилий удалось сохранить и восстановить некоторые промышленные связи с бывшими союзными республиками, ставшими в одночасье иностранными государствами. Промышленность медленно, но верно стала развиваться, успешно конкурируя своей продукцией не только на внутреннем рынке, но уже и на внешнем. С этого момента произошли значительные, хоть и не совсем заметные сдвиги не только в экономике России, но и во внешней политике. На самом деле экономика и политика всегда идут рядом и для этого есть масса при-чин.

Так вот мы и подошли к самому главному. Принцип благополучия страны можно определить простой формулой, где главными критериями выступают импорт и экспорт. Преобладание одного над другим и определяет благосостояние страны в целом. Причем, как мы помним, деньги тоже выступают в качестве товара. Также товаром являются услуги, например, туризм. Некоторые страны, казалось бы, вообще ничего не производят, а живут припеваючи. Но если проанализировать за счёт чего формируется бюджет той или иной страны, то сразу всё становится ясно.

Из-за санкций Россия лишилась целого спектра импортной продукции, что должно было бы больно ударить по экономике страны, если бы не один нюанс. В российской промышленности в последние годы стремительными темпами шло перевооружение оборудования, закупались импортные станки, патенты и разрабатывались собственные перспективные средства производства. Всё это в итоге дало возможность отечественной продукции успешно конкурировать импортной. Экспорт вырос почти до уровня импорта, а с введением санкций этот уровень не снизился, а даже увеличился.

Конечно, всё совсем не так радужно, как кажется на первый взгляд. Часть товаров, аналогов которых пока нет, и в ближайшей перспективе вряд ли появится в России, приходится закупать за границей. Также у местных производителей хватает проблем, чтобы в полной мере сбывать всю свою продукцию. Одной из главных проблем является транспорт. Лидер партии ЛДПР В.В. Жириновский очень часто в своих выступлениях призывает отечественных предпринимателей чуть ли не к самопожертвованию в деле поддержания российского производителя. На самом деле никакого самопожертвования не требуется, нужна просто долгая и целенаправленная работа. Естественно, без государственной поддержки на первых порах не обойтись, но дело это в перспективе очень выгодное.

Если мы вспомним историю, то увидим, что Россия всегда была ведущей мировой торговой державой. Ни в одной стране мира нет, и никогда не было такого обилия природных ресурсов, как в России. Переработка этих ресурсов и производство готовой продукции были налажены очень слабо, но и этого с лихвой хватало. До вступления Польши в состав Евросоюза она, как и многие другие страны Восточной Европы, считалась житницей всей остальной Европы. Благодаря слабой урбанизации и преобладанию сельскохозяйственных угодий здесь производилась основная масса сельскохозяйственной продукции.

Если взять для примера Испанию или Францию, то там приходится возделывать поля зачастую в труднодоступных предгорьях или в прибрежной материковой части, по-скольку большая часть территории густо заселена и разбита на промышленные и курортные зоны. В отличие от той же Польши российские дороги из года в год буквально рассыпаются под воздействием неблагоприятных климатических условий. Отсюда главной задачей является не временное восстановление дорог для получения сиюминутной прибыли, а планомерное строительство транспортной сети. Причём, под транспортом сейчас главным образом понимается автомобильный транспорт. Между тем в том же всеми ругаемом Советском Союзе был задействован весь спектр транспорта: водный, воздушный, железнодорожный и автомобильный. Последний вид транспорта, кстати, считался не только самым неудобным, но и самым дорогим.

Несколько напутственных слов для тех, кто решит посвятить свою жизнь возрождению отечественной экономики. На самом деле вам потребуется приложить не очень много усилий, поскольку главные транспортные артерии уже практически восстановлены, в чём мне довелось не раз убедиться лично, путешествуя в командировках по российским сёлам. Остаётся лишь соединить их с мелкими сельхозпроизводителями в узлы, построить на месте соединения базы для хранения и переработки продукции. А дальше наладить поставку местным потребителям, а возможно и на экспорт.



Комментарии

Добавить комментарий

Онлайн новости
Новости биржи и FOREX
Рубрикатор
Мы в твиттере