Техническое задание, его особенности и значение
В терминологии фриланса важным понятием является техническое задание или ТЗ. Этот документ связывает работодателя и исполнителя. Грамотно составленное ТЗ исключает недоразумения и повышает жизнеспособность проекта.
Сущность технического задания
ТЗ – это документ, читая который, можно получить исчерпывающую информацию о том, как именно должна быть выполнена работа. Под работой подразумеваются такие виды деятельности, как написание статей, разработка или дизайн сайтов, создание программного продукта. В каждом случае техническое задание имеет свои особенности, но есть общие для всех свойства ТЗ.
— техническое задание пишет заказчик работы или специально нанятый для этого исполнитель;
— документ должен быть составлен таким образом, чтобы заказчик, после исполнения проекта, получил именно тот продукт, который он хотел получить, а исполнитель не понял бы, что часть работы он просто подарил, поскольку проект оказался сложнее, чем показалось после прочтения ТЗ;
— не каждый заказчик умеет написать грамотное ТЗ. Для того, чтобы добиться понимания сути вопроса, существуют брифы. Это анкеты с вопросами, из ответов на которых складывается техническое задание.
Во фрилансе есть проекты, суть которых можно объяснить «на пальцах», двумя-тремя предложениями. Но если речь идет о создании игры или веб-сайта, без профессионально составленного ТЗ обойтись невозможно.
В крупных проектах стоимость разработки технического задания – это двадцать процентов от общего бюджета. Если эти деньги не потратить, то экономия может обернуться выкидыванием разработанного, но никому не нужного функционала и разработкой нового. На это может уйти весь планируемый бюджет.
Особенности разработки технического задания
Как было сказано выше, ТЗ имеет свою специфику в каждой отрасли фриланса. Например, если речь идет о создании сайта, то техническое задание должно содержать, как минимум две части – для программиста и для дизайнера. В каждой части должны быть четко описаны:
-необходимый функционал;
— графика;
— алгоритмы.
Чем проще стиль изложения ТЗ, тем лучше.
Техническое задание для копирайтера – наиболее простая форма документа. В нем обычно оговаривают:
— тематику требуемого контента;
— объем статей;
— сроки их исполнения;
— стоимость;
— этапы выполнения работ, если проект большой;
— способы оплаты;
— особенные пожелания (если они есть).
В случаях сео-копирайтинга В ТЗ определяется набор и плотность ключевых слов.
Использование ТЗ – ключ к качественному продукту
Работая в интернете, люди общаются посредством электронной почты или с помощью сервисов обмена мгновенными сообщениями. Таким образом, передать суть дела гораздо сложнее, чем при обычном личном разговоре. Обсуждая тему лицом к лицу, люди могут понять друг друга не только из слов, но из выражения эмоций. Общение в сети таким качеством не обладает, поэтому заказчику выражать свои мысли письменно нужно максимально четко и ясно, а исполнителю работ – вникнуть и задать все необходимые вопросы.
Работа только на основе технического задания – это не только хороший стиль, но и способ избежать недоразумений, дать новому проекту, статье, игре, программе шанс стать полезным, продаваемым, вызывающим интерес.
Если заказчик и исполнитель сотрудничают на основе договорных отношений, то, в случае возникновения споров, техническое задание является документом, их разрешающим.