Работа над бизнес-планом и стратегия создания успешного БП
Чтобы принять решение о создании собственного бизнеса, необходимо тщательно продумать и просчитать бизнес-план.
Основные разделы бизнес-плана:
— Цели и задачи бизнеса;
— Оценка рыночных условий и возможностей развития бизнеса;
— Оценка конкурентной среды;
— Изложение пошаговых действий по открытию и созданию будущего дела;
— Структура и объемы затрат на создание дела;
— Структура и объемы доходов и расходов, связанных с основным направлением бизнеса.
Работа над бизнес-планом является необходимым действием при создании любого нового дела, так как результаты дальнейших усилий во многом будут зависеть от грамотного составления и учета реалий.
Составлять бизнес-план целесообразно в письменном виде.
В составлении бизнес-плана помогут специальные издания по планированию бизнеса или материалы в Интернете. Необходимо выбирать наиболее подходящий проект, разобраться в сути и смысле изложенного. Составлять бизнес-план нужно, заменяя информацию в строках и разделах в соответствии с целями, задачами, ценами и затратами будущего дела.
Рекомендации по составлению бизнес-плана
1. В разделе «Цели и задачи» следует описать идею бизнеса, ожидания, способы его ведения, основной и дополнительные виды деятельности, перспективы краткосрочного и долгосрочного развития бизнеса, преимущества перед конкурентами. Определения можно заимствовать в Интернете и специальной литературе.
2. Характеризуя рыночные условия ведения бизнеса, следует учитывать не только численность населения, целевую группу потенциальных потребителей товаров и услуг, но и их покупательскую способность.
3. Для оценки конкурентоспособности, следует указать количество предпринимательских структур, занимающихся аналогичным бизнесом. Составить список сильных и слабых конкурентов с указанием критериев оценки, включая профессионализм и численность персонала, объемы бизнеса, количественные и качественные характеристики производственного оборудования, дальнейшие финансовые перспективы. Все показатели должны быть подтверждены соответствующими источниками. Никакие домыслы в расчетах не допустимы.
4. Производственные и офисные помещения не всегда являются необходимым атрибутом в бизнесе. Если они необходимы, следует обосновать потребности, выбор помещения, размер платы за аренду и сроки аренды. При краткосрочной аренде, нужно изложить в проекте запасные варианты аренды.
5. Для расчета мощности производства определяются потребности в оборудовании, выборе поставщика, сроки поставки и затраты. В затратную часть бізнес-плана необходимо включить расходы, связанные с регистрацией бизнеса.
6. Если бизнес невозможно вести одному, нужно рассчитать потребность в персонале, расходы на оплату труда с учетом сезонного характера бизнеса и налогов.
7. Как правило, финансовый план составляется на два первых, самых трудных года. Расходы необходимо спрогнозировать помесячно с учетом роста цен каждые 6 месяцев на 9-10%. Затраты лучше представить в разрезе постоянных, переменных и прочих.
Постоянные расходы:
— Арендная плата,
— Коммунальные платежи,
— Стоимость закупок,
— Стоимость расходных материалов,
— Сырьевые потери,
— Расходы на оплату труда и налоги,
— Расходы на рекламу и другие ежемесячные расходы.
8. Основная доходная статья финплана – доходы от реализации товаров, работ и услуг бизнеса. В целях снижения риска ошибки в расчетах, в проект всегда закладываются более низкие цены.
9. В итоге финансовой части представляются данные о прибыли с разбивкой по месяцам.
Работа над бизнес-планом связана с многочисленными расчетами, которые лучше делать в таблицах Exсel. Правильный бизнес-план защитит новый бизнес от неприятных неожиданностей.